Известие об увольнении Николая Цискаридзе стало значимым событием, хотя надежда на сохранение его должности все же присутствовала. В чем же заключаются обвинения в адрес Цискаридзе? В общении с прессой и в разглашении сведений, которые не должны быть публичными. Почему мировая звезда должна согласовывать свои интервью с пресс-службой? Разве это не противоречит сути творчества, позволяя фильтровать и контролировать информацию, которую они хотят донести до зрителей?
Стоит задать вопрос: что именно было сказано Цискаридзе, что стало такой большой тайной для налогоплательщиков, финансирующих Большой театр? История отечественного искусства помнит множество громких увольнений: Кондрашин, Ростропович, Покровский… К ним можно добавить имя Евгения Светланова, который покинул Госоркестр и вскоре ушел из жизни, а также моего незабвенного мужа Георгия Гараняна, уволенного из оркестра имени Олега Лундстрема. Эти артисты оказывались неудобными, поскольку были трудоголиками и имели большой авторитет.
Работающий артист требует от окружающих качества, равного своему, и не в личных интересах, а ради зрителей. Их перфекционизм формирует их имена и обеспечивает высокий уровень общения с поклонниками, президентами и прессой. Достаточно лишь упомянуть имя Николая Цискаридзе на афише, чтобы зрители пришли и принесли свои деньги, желая увидеть его выступление. Но если на афише будет имя Анатолия Иксанова, зрители вряд ли придут.
Почему же администраторы и генеральные директора не задумываются над тем, кто для кого важен и что такое искусство? Как вдова музыканта, я представляю все эти подковерные интриги. Однажды, обращаясь в отдел кадров Государственного Музыкального Телерадиоцентра, я еле сдержалась, услышав вопрос о Георгии. Ведь благодаря таким людям, как он, функционируют театры и концертные организации.
Театр — это имена, это артисты, это не просто администраторы. Все эти суды, куда отправляют неизвестных представителей театра, наносят вред Цискаридзе, который, в отличие от них, приходит в суд лично. Его ноги — самые дорогие в России, и место таких артистов не в зале суда, а на сцене, где они творят искусство.
Сейчас идет разбирательство, по сути игнорирующее суть конфликта. Но, Анатолий Геннадьевич, ведь вы бизнесмен. Слава Цискаридзе — это слава и доходы Большого театра. Проявите мужество, общаясь с Цискаридзе как с равным. Забудьте о вашей должности и прислушайтесь к мнению артиста. Вместо того чтобы устранять конкурента, стоит обратить внимание на его критику и предложения.
Возможно, стоит рассмотреть все возможные пути для сотрудничества, прежде чем рубить сук, на котором вы сидите. Это — ваш долг как человека, которому доверен главный театр страны. Уверена, проведя детальные переговоры, вы сможете найти общий язык и превратить имя Николая Цискаридзе в дивиденды для Большого театра. Безусловно, благо театра должно быть вашей главной целью.