Марат Гельман: Давайте разговаривать

С во вторника нахожусь в Москве, первоначально планировал направиться в Пермь на выставку Текстура, но количество запросов на комментарии по происходящему вынудило меня остаться на несколько дней. Общее настроение тревожное. Дело не в угрозах в наш адрес — к этому мы привыкли. Главное — чувство некоего тупика. Неужели не видно, что это не война «до победного конца», а затяжная морока?

В советское время церковь и художники подвергались гонениям. Причем «по-взрослому», но не сломались. Так и сейчас не будет ситуации, в которой одна сторона окажется полностью правой. Когда я создавал выставку ICONS, искал платформу для спокойного разговора. Вот наше общее наследие людей культуры и воцерковленных. Давайте поговорим на ее фоне, попытаемся понять друг друга. Уважаемые православные, священники и члены общины, если вы возбуждаетесь, не взглянув на выставку (те, кто ее видел, в основном положительно отзывались), то к вашим претензиям будут относиться как к чистому проявлению мракобесия.

Если вы будете объявлять свою священную войну, не разбираясь в вопросе, именно вы будете дискредитировать церковь, а не художники. Митрополиту Ростовскому кто-то наврал о выставке, и он обратился к властям с требованием о запрете. Почему бы не проверить, какие экспонаты? Самое страшное, что он дает мракобесам моральное право на беспредел. Исходя из логики, есть закон, но божий закон выше, действуйте, громите, сжигайте — вы же защищаете веру.

То же самое касается высказываний Тихона о выставке Бондаренко и Мальцевой. Это безответственно. Что можно ожидать от таких высказываний священноначалия? Конечно, после ситуации с Пусси Райот, после всех судов и реакции мировой общественности страсти накалены. Пусси Райот вдохновили не одну Мальцеву; множество работ с образами в балаклавах появляются постоянно. Для одних это положительные герои, для других — отрицательные, а для третьих — жертвы незаконного суда.

Может быть, я тоже мечтал бы, чтобы этого не было. Они разрушили многие мои планы. Но это уже произошло, и это важнейший факт нашей действительности. Неужели вы считаете, что можно просто вычеркнуть, забыть или закрыть цензурой? Нельзя, не нужно, вредно, опасно.

Бондаренко — православный, воцерковленный человек, у него есть претензии к священноначалию, но я в это не вникаю. Возможно, образы Мальцевой кощунственны, но я не знаю, как это определить. Знаю, что в суд подавали на абсолютно безобидные работы. Так не берите их в церковь, не молитесь им. Как не принимали работы Караваджо за «отсутствие искры божьей», как не признавали работы Ге из-за того, что Христос выглядел на них как реальный человек.

Давайте разговаривать, просто потому что у нас нет другого выхода. До 21 октября в Перми работает выставка ICONS. Приезжайте, посмотрите и сформулируйте свои соображения художникам. Они поделятся своими взглядами. Не успеете в Пермь (времени еще предостаточно) — приезжайте в Питер. Там выставка с 15 ноября. Если вас что-то оскорбит, подавайте в суд. Будем защищать свою точку зрения. Хотя веры в суд сегодня нет, но хоть аргументы будут услышаны. Я готов ответить за каждую работу на ней. В ней нет ни святотатства, ни кощунства. Я знаю помыслы художников, создававших ее.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы