На территории Костромской губернии Лига Безопасного Интернета инициировала экспериментальную программу, названную «Чистый интернет». Исполнительный директор Лиги Денис Давыдов сообщил о проведении переговоров с операторами связи в регионе, что стало основой для создания «белых списков» разрешенных сайтов.
Как формируются эти «белые списки»? Метод выбран от противного: в них будут включаться все ресурсы, распространение информации с которых не запрещено законодательно. Таким образом, каждый сайт должен пройти проверку так называемыми «экспертами» Лиги. По данным Netcraft, на январь 2013 года в мире насчитывалось более 633 миллионов сайтов. Однако возникает вопрос: когда завершится вручную проверка, и Костромская губерния сможет полноценно получать информацию из сети? Через 200 лет?
Следующий вопрос касается связности. Не секрет, что все операторы связи взаимодействуют друг с другом через специальные узлы и точки обмена трафиком. В случае изменения потоков трафика, например, из-за его блокировки, это затронет не только провайдеров в области инициативы, но и многих других операторов. Поскольку через Россию проходит транзит интернет-трафика, например, из Азии в Европу, это также повлияет на иностранных пользователей.
Также необходимо обратить внимание на правовую сторону вопроса. В подзаконном акте к Федеральному закону № 139 (постановление правительства № 110) указано, что к числу экспертов, способных определить законность контента на сайте, относятся такие органы, как ФСКН, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Однако существует ли постановление правительства, в котором упоминается слово «Лига»? Нет. На каких же основаниях эта организация может выступать в роли эксперта?
В заключение, если инициатива будет реализована, это может привести к множеству противоречий с действующим законодательством. Во-первых, Статья 29 п.4 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого свободно искать, получать и распространять информацию. Во-вторых, Статья 3 п.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (№149-ФЗ) также подчеркивает свободу поиска и распространения информации. В-третьих, если в числе блокируемых ресурсов окажутся СМИ, это будет противоречить статьям 1 и 25 Закона «О СМИ» (№2124-I), где гарантируется свобода средств массовой информации, а также положению ст. 3 Закона «О СМИ» о недопустимости цензуры. И наконец, речь идет о Статье 46 Федерального закона «О связи» (№8-ФЗ). Выводы делают читатели.