Аркадий Любарев: Политическая реформа: промежуточный итог

Продолжаем тему, которую начали в предыдущем посте. На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: в декабрьском Послании Президент озвучил пять предложений, из которых четыре были реализованы в виде законопроектов, внесенных в Думу. Три из них прошли первое чтение, а один был принят во втором чтении. Подводим предварительные итоги.

Начну с законопроекта, который был принят во втором чтении. Это проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», который, на мой взгляд, является самым важным. Главное положение – снижение минимального требования к численности партии с 40 000 до 500 человек, что сразу уменьшает его в 80 раз. КПРФ и ЛДПР предлагали 5 000 и 10 000 соответственно, но эти поправки не прошли.

В комплексе с этим основным положением можно отметить отмену требований минимальной численности региональных отделений, которые ранее составляли не менее 400 для отделений в 42 регионах и не менее 150 в остальных. Однако возникает вопрос: может ли региональное отделение состоять из одного человека, или все же должно быть минимум трое.

В проекте, внесенном Президентом и принятыми в первом чтении, были и другие изменения, хотя менее значительные. Например, требование о наличии региональных отделений более чем в половине субъектов РФ заменили на требование иметь их не менее чем в половине субъектов. Если число регионов останется нечетным, это изменение не будет иметь значения. Уменьшили минимальное представительство региональных отделений на учредительном съезде с трех до двух, а периодичность отчетности перед Минюстом увеличили с ежегодной до раз в три года.

При принятии проекта во втором чтении были добавлены новые положения. Во-первых, все положения закона вступают в силу сразу после его опубликования (изначально планировалось введение норм численности с 1 января 2013 года). Во-вторых, Минюсту разрешено вместо отказа в регистрации партии принимать решение о приостановлении регистрации с указанием исчерпывающего перечня претензий, что облегчает процесс регистрации. Однако здесь есть и негативные моменты: выбор между отказом и приостановлением остается на усмотрение Минюста, а срок для исправления нарушений не ограничен внизу.

Также добавлены новые меры: запрет на использование в наименовании партии названий других партий и общественных объединений, схожих до степени смешения, увеличена периодичность избрания руководящих органов с 4 до 5 лет, а срок, за который партия должна набрать необходимый уровень участия в выборах, увеличен с 5 до 7 лет.

Группа незарегистрированных партий (РПР, ПАРНАС, РНДС, РОТ-Фронт) вместе с «Круглым столом 12 декабря» подготовила пакет поправок, направленных на снижение произвола при регистрации и вмешательства органов исполнительной власти во внутренние дела партий. Эти поправки были представлены на рабочей группе, возглавляемой первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ Вячеславом Володиным, и переданы в Администрацию Президента. Однако в числе поправок, подготовленных Администрацией, их не оказалось.

Тем не менее, депутаты от «Справедливой России» внесли эти поправки, но ни на заседании Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, ни на пленарном заседании Думы они не были поддержаны. Основные моменты их поправок: отмена обязательной государственной регистрации региональных отделений, отмена обязанности предоставлять списки членов партии в Минюст, исключение ликвидации партии на основании отсутствия необходимого числа членов, и ряд других изменений, направленных на упрощение процесса регистрации.

К сожалению, все это было отвергнуто, что означает сохранение возможностей для произвола при регистрации партий и вмешательства органов исполнительной власти во внутренние дела партий. Скорее всего, закон будет принят в кратчайшие сроки, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом, вступив в силу не позднее середины апреля. Это означает, что создание политических партий станет значительно проще, и вполне вероятно, что в ближайшем будущем появится около сотни новых партий.

Это, безусловно, важно — политически активные граждане получат возможность объединяться в партии. Именно выборы покажут, какие из этих партий действительно являются политическими объединениями и пользуются поддержкой избирателей. Нереальные партии, вероятно, сами исчезнут с политической арены. Однако важно отметить, что власти оставляют за собой возможность отказывать в регистрации неугодных партий, что сохраняет риски для серьезных политических объединений.

Что касается двух других законопроектов, принятых в первом чтении, Президент поставил задачу принять их в срок, чтобы успеть подписать до окончания своих полномочий. Нет причин полагать, что это требование не будет выполнено. По проекту о восстановлении губернаторских выборов сохраняется интрига: будет ли оставлен в законе «президентский фильтр» для партийных кандидатов.

Это решение сильно влияет на конкурентоспособность будущих губернаторских выборов. В отношении законопроекта об освобождении партий от сбора подписей не ожидается серьезных изменений. Напротив, после отказа принять поправки «несистемной оппозиции» в законопроект о партиях, маловероятно, что будут поддержаны и их предложения о восстановлении избирательного залога и избирательных блоков.

Хотя наличие блоков не меняет ситуацию кардинально, в условиях сотни партий закон должен предусматривать механизмы блокирования для обеспечения ясности на выборах. Не перестаю отмечать, что сочетание довольно либеральных правил регистрации с освобождением партий от сбора подписей вызывает у меня сомнения.

Я не вижу ничего страшного в существовании сотни партий. Однако наличие большого числа партий в бюллетене complicates выбор для избирателей и затрудняет серьезным партиям донесение своих агитационных материалов до избирателей. Это может привести к тому, что большое количество голосов уйдет не тем партиям, что в конечном итоге увеличит долю мандатов у «больших» партий.

Поэтому считаю необходимым сохранить определенный фильтр для допуска партий на выборы. Учитывая главную цель принятия законов до окончания президентских полномочий Медведева — не связывать Путина с их поддержкой, можно ожидать, что они будут действовать не менее года, проходя через выборные кампании. Однако за два года до предстоящих выборов в Госдуму вероятны серьезные изменения в этих законах.

В связи с этим не имеет смысла углубляться в обсуждение проекта закона о выборах в Государственную Думу. Перспективы досрочных выборов сейчас выглядят довольно призрачными, а к выборам 2016 года, как убежден, закон будет совершенно другим, чем тот, что планируется принять в ближайшие месяцы.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы