Аркадий Любарев: Послание Президента и Избирательный кодекс

Сегодня Президент предложил «комплексную реформу нашей политической системы». В то же время, некоторые озвученные инициативы пока не характеризуются достаточной комплексностью. Следует отметить, что это не окончательный список предложений. Многое уже было сказано о том, что эти обещания возникли под давлением общества, недовольного существующей политической системой. Это действительно так. В обществе возникли справедливые сомнения относительно полезности некоторых из предложенных мер для восстановления политической конкуренции. Тем не менее, сделанные предложения можно считать шагом в правильном направлении. Поэтому обществу следует не только критиковать их, но и предлагать свои варианты корректировки.

Напоминаю, что у нас уже есть готовый проект комплексной реформы избирательного законодательства – проект Избирательного кодекса РФ. Если отвлечься от деталей, многие предложения Президента созвучны с нашими.

1. Президент предложил «перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов». Однако возникает опасение, что это подразумевает выборы из кандидатур, утвержденных Президентом, что не может считаться полноценным выбором. Выборы должны предусматривать возможность выдвижения кандидатов независимыми субъектами. Поэтому предложение Президента можно поддерживать только при условии возможности самовыдвижения. В проекте Избирательного кодекса предусмотрен механизм прямых выборов глав субъектов РФ, как от политических партий, так и от самовыдвиженцев.

2. Президент предлагает «ввести упрощенный порядок регистрации партий… по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны». В проекте Избирательного кодекса этот вопрос опущен, поскольку он не является предметом избирательного законодательства. Тем не менее, мы всегда подчеркивали, что Избирательный кодекс должен быть принят вместе с новым законом о партиях, который должен предусматривать упрощение процедуры регистрации. Вероятно, предложенный Президентом петиционный порядок является оптимальным, хотя число подписантов еще требует обсуждения. Также проект Избирательного кодекса уже предусматривает существование межрегиональных партий.

3. Президент предложил «отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы». Это предложение выглядит неоднозначно в сочетании с либерализацией партийного законодательства. Нужно прояснить, требуется ли 500 подписей для выдвижения партийного списка на выборах в Госдуму? И как обстоят дела с одномандатниками?

4. Президент предлагается «сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч». Неясно, для кого требуется 300 тысяч подписей, но, возможно, это касается независимых кандидатов. Теперь предлагается разделение кандидатов на три категории: тех, кто не собирает подписи, тех, кто собирает 100 тысяч, и тех, кто собирает 300 тысяч. Сокращение числа подписей – это шаг вперед. Однако проблема не только в их количестве. Проверка подписей, особенно если она осуществляется централизованно, может столкнуться с качественными трудностями. Часто честно собранные подписи легче забраковать, чем поддельные. ЦИК регистрирует кандидатов, исходя не из качества подписей, а из политических соображений. Необходимо изменить порядок сбора и проверки подписей, что уже предусмотрено в нашем проекте Избирательного кодекса.

5. Президент предложил изменить систему выборов в Государственную Думу. Его высказывания были довольно расплывчаты и вызвали множество предположений. Например, некоторые специалисты могли понять, что речь идет о выборах по двухмандатным округам. Однако, судя по всему, предложена смешанная система с 225 одномандатниками и 225 депутатами по пропорциональной системе. В нашем проекте Избирательного кодекса мы предлагаем связанную смешанную систему, аналогичную германской. В ней 225 депутатов избираться по одномандатным округам, где возможно самовыдвижение, и ни одна партия не сможет получить сверхпредставительство за счет одномандатников, как это часто случается в нынешней системе выборов.

6. Президент предложил «изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий», увеличив представительство политических партий в избиркомах. В нашем проекте Избирательного кодекса также предусмотрено увеличение представительства всех партий, причем не только парламентских. Мы предполагаем, что представительные органы власти не имеют права произвольно решать, какие партии допускать в избирком, а какие – нет. Право партий отзывать своих представителей мы не поддерживаем, так как это может отрицательно сказаться на независимости избирательных комиссий.

Следует также отметить, что в проекте Избирательного кодекса РФ содержится много предложений, о которых Президент не упомянул. Прежде всего, это упрощение системы регистрации кандидатов и партийных списков, что поможет избежать произвольных отказов в регистрации. И, конечно, нужны меры против фальсификаций. Обществу сейчас было бы целесообразно требовать принятия нашего Избирательного кодекса.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы