Хотя интерес к муниципальным выборам в нашей стране традиционно проявляется по остаточному принципу — главные выборы проводятся на федеральном уровне, затем — на regional, и только потом — на муниципальном, их важность неизбежно растет. Это связано с тем, что на муниципальных выборах во многих местах сохраняется конкурентность, почти исчезнувшая на выборах более высокого уровня.
В этом году интерес к муниципальным выборам подогрет двумя обстоятельствами. Первое — принятие Федерального закона от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ, который обязывает избирать по пропорциональной системе не менее половины депутатов в городских округах и муниципальных районах с числом депутатов не менее 20. Второе — признание Конституционным Судом некоторых положений законов не соответствующими Конституции, в той мере, в какой они не исключают возможность применения пропорциональной избирательной системы на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов.
В связи с этим был проведён анализ законов 37 субъектов РФ, регулирующих проведение выборов представительных органов муниципальных образований. Рассматривались те законы, которые были приняты или изменены с середины мая до начала сентября текущего года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ, и которые удалось скачать из системы Консультант-плюс. Уделялось внимание только положениям этих законов, касающимся избирательной системы.
Выяснилось, что 36 законов, за исключением одного, содержат пробелы и/или противоречия. К таким пробелам и противоречиям можно отнести:
- противоречия требованиям федерального законодательства (38-ФЗ) о распределении по пропорциональной системе не менее половины мандатов в городских округах и муниципальных районах с числом депутатов не менее 20 и о минимальном заградительном барьере в 5%;
- отсутствие или неполнота норм об избирательных системах или их отдельных параметрах, применяемых в случаях, когда устав муниципального образования отсутствует или недостаточно регулирует эти вопросы;
- отсутствие норм, регулирующих, сколько голосов имеет избиратель в многомандатном округе;
- методика распределения мандатов между списками, которая может приводить к нарушению требований федерального законодательства о получении каждым списком, допущенным к распределению мандатов, как минимум одного мандата, либо к явному нарушению пропорциональности;
- противоречия между разными нормами регионального закона, касающимися избирательных систем.
Единственным законом, в котором не было найдено пробелов и противоречий, оказался Избирательный кодекс Владимирской области. Однако и к нему можно предъявить определённые претензии, так как он существенно ограничивает муниципальные образования в выборе избирательной системы и её параметров, например, запрещая многомандатные округа. Этот момент является спорным, но с юридической точки зрения он проработан достаточно неплохо.
Вывод очевиден: в большинстве регионов нет специалистов, способных создать качественный закон о выборах. Существует ЦИК, уполномоченный оказывать регионам методическую помощь и давать заключения о соответствии региональных избирательных законов федеральному законодательству. Однако, очевидно, что ЦИК с этой функцией не справляется.
В связи с этим, в проекте Избирательного кодекса РФ предлагается изменить характер законодательного регулирования региональных и муниципальных выборов. С одной стороны, проект предоставляет регионам возможность реального выбора различных вариантов, в том числе разных избирательных систем. С другой стороны, он четко прописывает избирательные процедуры, чтобы у региональной власти не было возможности нарушать права граждан и ограничивать права местного самоуправления, а также чтобы не возникала необходимость самим придумывать описания процедур, что обычно приводит к ошибкам.
