Аркадий Любарев: Избирательная кампания – время для обсуждения проекта Избирательного кодекса

Избирательная кампания – это время, когда недостатки избирательного законодательства становятся очевидными и вызывают внимание миллионов людей. В то же время это период, когда партии представляют свои программы, в которых часто поднимаются вопросы изменений в законах о выборах. Поэтому сейчас настало время вернуться к обсуждению подготовленного проекта Избирательного кодекса РФ.

Данный проект предлагает более современную и эффективную форму – единый Кодекс, который заменяет несколько разрозненных федеральных законов. В нем предусмотрено множество принципиальных изменений, нацеленных на демократизацию российского избирательного законодательства. Важнейшие изменения включают комплекс мер, способствующих восстановлению конкурентности выборов и преодолению ситуации, когда избирательные комиссии могут отказать в регистрации неудобным кандидатам. В частности, речь идет о возвращении избирательного залога, изменении порядка сбора подписей избирателей в больших округах, сокращении оснований для «выбраковки» подписей и отказов в регистрации, а также о ряде других мер.

Значительное внимание в проекте уделяется изменению порядка формирования избирательных комиссий, так как их состав и степень независимости напрямую влияют на исполнение закона и защиту избирательных прав граждан. Предложено полностью исключить участие органов исполнительной власти в формировании избиркомов и увеличить долю представителей политических партий до двух третей (включая непарламентские). Для участковых избирательных комиссий гражданам предоставляется возможность предлагать кандидатуры, а в случае избытка кандидатур отбор будет осуществляться путем жребия.

Безусловно, необходимо применять меры, препятствующие фальсификациям и усиливающие контроль за голосованием и подсчетом голосов. Хотя действующее законодательство содержит ряд таких мер, их недостаточно. Проект Избирательного кодекса предлагает комплекс решений для повышения эффективности борьбы с фальсификациями.

Для выборов в Государственную Думу планируется отказаться от чисто пропорциональной системы, которая ограничивает права граждан на получение депутатских мандатов. Вместо этого предлагается смешанная связанная система, аналогичная германской, которая соединяет достоинства обеих систем и компенсирует их недостатки. Заградительный барьер на выборах в Госдуму снижается до 3%, а минимальное число региональных групп в партийных списках – с 80 до 15.

Также проект предусматривает восстановление возможности голосовать «против всех», что позволяет лучше отражать волю избирателей. В то же время теперь выборы будут признаваться несостоявшимися, если более половины избирателей проголосует «против всех». Избирательный кодекс также меняет характер регулирования региональных и муниципальных выборов, предоставляя законодателям возможность выбирать различные варианты избирательных систем с учетом соблюдения прав избирателей.

К сожалению, качество региональных законов оставляет желать лучшего: многие вновь принятые законы о муниципальных выборах содержат пробелы и противоречия. Мы уверены, что наш проект отвечает стратегическим интересам всех политических партий, создавая основу для честных выборов и четкие правила игры. Однако есть две проблемы. Первая заключается в том, что некоторые положения проекта могут идти вразрез с тактическими интересами партий, которые стремятся улучшить свое положение за счет конкурентов, включая отсечение непартийных кандидатов. Это может привести к краткосрочному выигрышу, но долгосрочно обернется стратегическим проигрышем.

Вторая проблема связана с тем, что Кодекс нацелен на ослабление влияния внутрипартийных бюрократов и усиление роли политиков, что может вызвать сопротивление со стороны партийной бюрократии. Тем не менее, мы надеемся на поддержку партийного актива, который, как мы чувствуем, находится на нашей стороне. Сейчас партии дорабатывают свои программы, которые будут утверждены на съездах. Вопрос: найдутся ли партии, готовые поддержать наш проект Избирательного кодекса? Сможет ли партийная программа включить идеи, заложенные в проект? Вскоре мы получим ответы на эти вопросы. Однако важно, чтобы избиратели активно влияли на партии, чтобы те лучше учитывали потребности общества. Вопрос реформы избирательного законодательства должен стать одним из ключевых аспектов этой кампании.

Оцените статью
Ритм Москвы