Бутанские имена имеют уникальные характеристики, отличающие их от европейских, и можно выделить четыре основные причины. Во-первых, в бутанской культуре фамилии отсутствуют. Все члены одной семьи – дедушки, бабушки, родители, дяди, тёти и дети – обладают уникальными первыми и вторыми именами, без отчеств. Например, Угьен Дорджи и Кенчо Норбу могут быть родными братьями, не имея объединяющей фамилии. Исключением является королевская фамилия Уангчук, которая имеет своё особое правописание в дзонгхе и английском языках.
Во-вторых, женщины редко берут имена своих мужей. Исключение составляют иностранки, выходящие замуж за бутанцев; они могут выбрать любое понравившееся имя. Например, Наталья Соколова, выходя замуж за Таши Тсхеринг, может стать Натальей Тсхеринг или оставить своё имя. Несмотря на уважение к местной культуре, брак с бутанцем не даёт автоматического гражданства, и процесс натурализации остаётся неопределённым. Тем не менее, смешанные браки встречаются довольно редко.
Лхотсампы – южные бутанцы непальского происхождения – имеют определённую систему фамилий, обычно основанную на этнической группе или касте. Третье, и, возможно, самое интересное отличие бутанских имён заключается в том, что они не указывают на пол человека. Имена, такие как Сонам Карма или Тинли Дорджи, могут принадлежать как мужчинам, так и женщинам. Редкие имена, такие как Чёки или Уангмо, предполагают женский пол, но в целом бутанские имена имеют многофункциональный и гибкий характер.
С другой стороны, у лхотсампских детей есть имена, которые указывают на пол, например, Рукмайя, Сунита или Янгани для девочек, и Ом, Локнат или Сантош для мальчиков. Последнее главное отличие бутанских имён заключается в том, что они в основном имеют буддистские корни, или происходят от названий лам, монастырей и географических мест. Например, имя Пурьба обозначает «треугольный кинжал», который побеждает ненависть, жадность и невежество. Популярное имя Карма олицетворяет цикл, согласно которому каждое действие возвращается к действующему лицу с равной силой. Дорджи – это «удар молнии» или особое оружие, используемое против злых духов.
Бутанцы невероятно любят детей, и большие семьи являются нормой, несмотря на то, что общее население страны составляет всего 600 000 человек. В деревенских местностях дорога в школу для детей может занимать час и более, а каждый шаг в Бутане – это либо подъем, либо спуск. Всё образование в стране ведётся на английском языке, но бутанцы легко осваивают местные языки, владея дзонгхой, английским, хинди, непальским и, часто, шарчопом, который является основным языком на востоке страны.
Дети живут в городке Ринченганг, известном своими искусными ремесленниками, особенно каменотёсами, и независимым духом. На фотографии в центре можно увидеть мальчика в традиционном «го». Городок Ринченганг расположен напротив местного дзонга, и дома построены один над другим на крутом склоне. Автомобильные дороги отсутствуют, и путь от храма до реки Пунак Чху занимает около 20 минут.
Дзонг в Уангди Фодранг, возвышающийся над месте стечения двух рек, отличается изящными стенами, следящими за абрисом горы. Вдоль дороги к дзонгу образовался торговый городок, однако планируется его перенос в новый район, построенный на рисовых полях у подножия горы. Молодой монах-послушник живёт со своими одноклассниками в дзонге, разделённом на административную и духовную части. Его образование в основном монашеское, однако всё чаще послушники осваивают общеобразовательные курсы по математике, английскому, истории и другим предметам.
Монашеское образование ведётся на дзонгхе, и буддистские монахи чаще всего владеют сложным письменным языком лучше других бутанцев. Местные монастыри принимают детей из бедных семей и воспитывают их так же, как и послушников. Девочка, представленная на фотографии, живёт и учится в женском буддистском монастыре Зулихе в столице Тхимпу. Девушки-послушницы, сидящие сзади, репетируют на длинных трубах в главном храме. Все молодые послушники, включая девочек, обязаны коротко подстригать волосы.
Дети бутанской элиты растут в двуязычной среде и обучаются в лучших школах-интернатах Бутана и Индии. В последние годы наблюдается рост общеобразовательных школ с высоким уровнем подготовки, что радует бутанских родителей, так как теперь нет необходимости отправлять детей далеко от дома. В Бутане по состоянию на сегодня примерно 12 высших учебных заведений, среди которых первый частный университет, открывшийся в 2009 году. Профессиональное образование, например, юридическое или медицинское, бутанцы могут получить за границей, в основном в Индии, а также в США, Австралии и Великобритании.
На этой фотографии бутанский малыш отмечает свой день рождения в маске и мантии Бэтмана. Однако в школу он будет ходить в «го», где его также научат «дригламу намже» – официальному коду поведения, манер и одежды в Королевстве Бутан. Дети средней городской семьи играют во дворе своего дома. За последние десять-пятнадцать лет Тхимпу обустроили квартирами, и появились целые микрорайоны с множеством новых жильцов. Иногда из-за спешки в строительстве эти дома не отличаются высокой прочностью.
Мальчики, представленные на фотографии, живут и учатся в строгом режиме монастыря Чими Льхаханг. Почти всё их время занято учёбой, работой и медитацией, но всегда найдётся время для общения с «чилипом» (иностранным гостем).
Все фото – Луис О’Нил