Русский мир: два идеализма

Безусловно, мы переживаем необычайно сложный период. Тенденция реставрации тоталитаризма последних 15 лет, которая сегодня перешла в фазу законодательного закрепления репрессивной и антидемократической политики, усилена спадом общественного движения. Как это часто происходит в нашей истории, реакционная политика обосновывается реакционной идеологией. В ход пущены штампы 170-летней давности, времен первых споров западников и славянофилов и переписки Гоголя с Белинским.

Тоталитарная реставрация подкреплена идеологией «особого пути», созданной в своё время немецкими философами романтической школы в противовес либеральным и демократическим влияниям Франции и Англии. После Второй мировой войны немецкий писатель Томас Манн отмечал, что именно в идеологии «особого пути» лежат корни фашизма и нацизма. На доктрине о «особом», нелиберальном пути России как её преимуществах по сравнению с западным миром выстраивается современная идеология «русского мира».

Российская цивилизация принципиально противопоставляется европейской, а русские ценности – западным. Выступая месяц назад в телеобщении к стране, Путин так трактовал идею «особости»: человек западных ценностей «сосредоточен на самом себе, на личном успехе», в то время как человек русского мира – «на высшем моральном предназначении», «на высшем моральном начале». И тут же добавил, что «для русского на миру и смерть красна». Эти утверждения, с небольшими изменениями, могут быть вложены в уста идеологов исламской революции в Иране.

30 лет назад советская пропаганда строилась на противопоставлении «западной бездуховности» и «советской идейности». Однако применительно к России идея о «высшем моральном начале» опровергается простым сравнением: на Западе – в Северной Америке и в Европе – значительно больше, чем в России, распространены волонтёрство, гражданский активизм, благотворительность, участие людей в жизни религиозных общин. Очевидно, всё это признаки обществ с высоким уровнем идеализма.

А что в России? Так называемые ценности «русского мира» вдохновляют массы на вступление в ряды православных радикалов. Мы видим, как сотни сторонников этих ценностей с оружием в руках пытаются насадить свои политические и национальные представления в чужой стране. Между тем говорить об идеализме в России можно и нужно.

О настоящем, негромком идеализме тысяч российских правозащитников, которые в сложных условиях, часто рискуя, помогают жертвам произвола и беззакония на всей территории России. Традиция отечественной правозащиты, уходящая корнями в XIX век, основана на идеалах гуманности, ненасилия, свободы и справедливости. Четыре десятилетия назад основные положения этой традиции сформулировал академик Андрей Сахаров в нобелевской речи «Мир, прогресс и права человека». Логика правозащитной идеи ясна из названия: без признания приоритета прав человека общественный прогресс невозможен. А без общественного прогресса невозможен мир на планете.

Убеждён, что именно на наследии Андрея Сахарова должно основываться российское правозащитное движение, проникнутое гуманизмом и приверженное праву. Вот истинный идеализм, реально востребованный страной. Если власть таки задушит НКО, правозащитники, даже лишенные организационных и медийных возможностей, продолжат отстаивать идеалы права и демократии уже как диссиденты.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы