Застенчивость, готовность побыть подмастерьем и умение различать запахи – вот ключевые качества, необходимые для того, чтобы стать парфюмером. Кристоф Ладамиэль, один из лучших парфюмеров мира и разработчик ароматов в компании Aromaco, делится своим опытом и рассказывает, где можно получить образование в этой интересной области.
«Я никогда не думал, что стану парфюмером. До 8 лет мечтал быть шеф-поваром, до 17 – ветеринаром, а в 24 неожиданно осознал, что меня интересует химия», – вспоминает Кристоф. Его путь в мир парфюмерии начался с тренинга в Procter&Gamble в отделе ароматической химии. «Меня поразило, как эстетика переплетается с химией как наукой. Тренинг прошел с успехом, и сотрудники отдела рекомендовали мне пообщаться с парфюмерами, которые используют все, что мы едим, и даже больше: цветы, дерево, мускус, кожу…»
Кристоф отмечает, что всегда интересовался качеством вещей, особенно в еде: французская кухня, итальянская, кухня тропиков. Внезапно он понял, что может совместить свою страсть и профессиональную деятельность.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано около 500 парфюмеров, среди которых лишь горстка мировых звезд, таких как Пьер Бурдон, Карлос Бенаим, София Гройсман, Альберто Морияс, Анни Бизантян, Жак Кавалье, Жан-Клод Эллена и Пьер Варнье. Однако лишь немногие могут создать любой аромат – как мужской, так и женский. Парфюмеры также разрабатывают ароматы для шампуней, мыла, свечей, кондиционеров для белья и освежителей воздуха, ведь каждая из этих областей требует особого подхода.
Среди имен, создающих «промышленные» ароматы, можно упомянуть Аллана МакРиччи, Кристин Каэн, Катрин Ганаль и Уго Денюта. Хотя их много, Кристоф знаком с ними в меньшей степени. «По-настоящему хорошие парфюмеры из этой области очень застенчивы и малоизвестны», – добавляет он.
Что же нужно для становления парфюмером? «Освоение этого искусства подобно музыке. Можно изучать теорию и идти в школу парфюмеров. Самые известные учреждения для обучения в этой области – международная школа парфюмерии Procter&Gamble, Firmenich, Givaudan, IFF и ISIPCA», – объясняет Ладамиэль. Например, французская академия ISIPCA является частью крупных парфюмерных домов, и попасть туда достаточно сложно.
«Доступ для публики ограничен, а критерии приема размыты. Необходимо быть готовым к учебе около 10 000 часов, именно столько времени, по мнению ученых, нужно для освоения профессии. Можно учиться и самостоятельно, но эта цифра остается актуальной. Также придется приобрести сотни различных ингредиентов – у меня их около 1300, которые нужно постоянно поддерживать в свежести». Кристоф подчеркивает, что важно наличие учителей – как минимум одного, а лучше нескольких. «Это так же, как в высокой кухне или музыке», – уточняет он, добавляя, что в парфюмерии наличие наставников имеет особое значение.
«Доброго музыканту нужно знать примерно 2000 нот, а не 8 основных, так же и художник должен различать больше цветов, чем существует базовых. Хороший парфюмер также должен уметь распознавать запахи и анализировать их составляющие. И этому тоже можно научиться», – резюмирует Кристоф. Чтобы стать заметной фигурой в этой профессии, важно сохранять вдохновение и желание экспериментировать, как в музыке, искусстве, кулинарии или архитектуре.