Нужны налоги. Их платят граждане

Существует миф о низком уровне налогов в Российской Федерации, который упорно поддерживается современной властью. Неоднократно задавая бухгалтерам вопрос о том, сколько государство получает в виде налогов с каждого заработанного рубля, я с удивлением обнаружил, что большинство из них, несмотря на свою профессиональную подготовку, не могут дать правильный ответ. Попробуем разобраться в этом вопросе, проведя простые расчеты.

Условие задачи: работник получает на руки 100 рублей; подоходный налог (НДФЛ)— 13%; страховые взносы — 34%; налог на добавленную стоимость (НДС) — 18%. Для того чтобы работник получил на руки 100 рублей, необходимо уплатить подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Рассчитаем: 100 / 87 × 13 = 14,94 (НДФЛ). То есть, чтобы работник получил 100 рублей, необходимо начислить 114,94 рубля.

На начисленную зарплату предприятие должно уплатить страховые взносы в размере 34%. Рассчитаем: 114,94 × 0,34 = 39,08 (страховые взносы). Также предприятию предстоит уплатить НДС в размере 18% на добавленную стоимость. Рассчитаем: 154,02 × 0,18 = 27,72 (НДС).

Подытожим: если работник получает на руки 100 рублей, то государство получает от него 14,94 + 39,08 + 27,72 = 81,74 рубля. Таким образом, на каждые 100 рублей, которые получает работающий гражданин в виде официальной зарплаты, наше государство получает 81,74 рубля в виде налогов. Если бы у нас начислялись все эти деньги непосредственно сотруднику, как это делается в большинстве развитых стран, то сумма начисления составила бы 181,74 рубля, а налоговая нагрузка достигала бы 45%. Согласитесь, это далеко не 13%.

Не стоит забывать и о других налогах, таких как налоги на прибыль предприятий, налоги на имущество, акцизы и таможенные сборы. Вспоминаю, как в советской школе в учебнике истории упоминался пример о «грабительской» десятине (10%), которую помещики собирали с крестьян. Наша власть сознательно использует «кривую» систему налогообложения, чтобы скрыть от граждан истинный размер налогов.

Еще один аспект «кривизны» системы налогообложения в России заключается в том, что налоги выплачиваются не по месту жительства, а по месту регистрации предприятия. Если бы налоги платились в местный бюджет, то село, в котором живут граждане, работающие в соседнем крупном городе, получало бы хорошую финансовую поддержку. Это позволило бы находить средства для строительства дорог, ремонта водопровода и содержания досуговых учреждений. При нынешней системе налогоobложения почти все деньги уходят «наверх», где «высокие» начальники решают, на что их потратить.

Известно, как осваиваются бюджетные деньги, поступающие от граждан в виде налогов. О неэффективности их использования говорят многие. Вместо того чтобы собирать налоги и предоставлять дотации нуждающимся (детям, пенсионерам, инвалидам), государство снижает налоги на определенные группы товаров, оправдывая это социальной направленностью. На практике же такая мера стимулирует производителей и продавцов, но не помогает нуждающимся.

Цена товаров зависит от множества факторов, среди которых конкуренция на рынке занимает ключевую роль. Снижение НДС, например, влияет на себестоимость товара, но не приводит к снижению цены в прямой пропорции. Если предположить, что НДС на мужскую обувь снизится на 10%, маловероятно, что цена упадет на адекватную величину.

Государству необходимо меньше вмешиваться в рынок и поддерживать отдельные отрасли. Вместо этого требуется научиться адресной дотации нуждающимся гражданам. Власть старается оправдать существующую систему налогообложения, используя расчеты по собираемым налогам в отношении к валовому национальному продукту (ВНП). Учитывая этот показатель, картина вроде бы выглядит корректно по сравнению с развитыми странами. Однако на самом деле власти не хотят собирать все налоги со всех предприятий, что приводит к искажению статистики.

Существует множество предприятий, которые платят не все налоги, пользующиеся льготами и находящиеся в теневом секторе экономики. Это создает неравные условия для бизнеса. В результате, предприятия, которые платят все налоги, оказываются в невыгодном положении и часто разоряются. В стране не соблюдается принцип равной налоговой нагрузки, что ведет к разорению бизнеса и отсутствию желания создавать новые компании.

Пока в России не проведут налоговую реформу, направленную на создание условий для процветания бизнеса и выполнение функций налогообложения, высокотехнологичные предприятия и высокооплачиваемые рабочие места не появятся, а бюджет продолжит недополучать средства.

Оцените статью
Ритм Москвы