В романе Владимира Сорокина «День опричника», действие которого разворачивается в 2027 году, неоднократно упоминается Великая русская стена и её три составляющие: Южная, Западная и Восточная. Также стоит отметить фильм «Великая русская стена», снятый примерно десять лет назад Федором Лысым, известным как Федя-Съел Медведя, который вышел в 2017 году. Автор отмечает, что «хороший постановщик Федя Лысый, недаром после фильма Государь поставил его главою киношной палаты». Однако в следующем романе, «Теллурия», действие которой происходит в середине 21 века, Сорокин сообщает, что Западная стена так и осталась недостроенной, её разорвали по кирпичику, и теперь она стоит, заросшая бурьяном, где-то под Смоленском.
Обострение геополитических конфликтов зачастую приводит к массовому строительству подобных стен, что разрушает привычные связи и надолго перегораживает дороги. Великая китайская стена в этом ряду — далеко не единственное сооружение. Сегодня мало кто помнит, что в мирное межвоенное время (1918-1939) «Восточный экспресс» Агаты Кристи ходил не только до Стамбула, но и гораздо дальше, проходя маршрут Лондон — Каир. После Стамбула поезд останавливался в Анкаре, Бейруте и Газе. Сектор Газа сейчас отгорожен стеной, а к северу от Хайфы можно найти рельсы, зарастающие бурьяном уже 65 лет, с 1947 года, когда прекратилось движение.
Что произойдет, если Украина, устав от фильтрации наемников и оружия, полностью перекроет границы с Россией, хотя бы в Крыму и на юго-востоке? Крымский апокалипсис представить несложно. Достаточно одного поворота рубильников Каховской ГЭС и Северо-Крымского канала. Раньше все поезда на юг России шли с Курского вокзала через Харьков. Теперь им особенно некуда идти: военные конфликты отменили маршруты Москва-Тегеран, Москва-Анкара и многие другие.
Постсоветские военные конфликты ознаменовались заграждениями и траншеями на перегонах, особенно на азербайджано-армянских границах. Почему-то вспоминается случай, когда милиционеры из Владимирской области, отправлявшиеся на войну в Грозный, пересели на Курском вокзале с электрички на поезд Москва – Владикавказ и были арестованы за незаконный провоз оружия украинскими пограничниками.
Постепенно поезда на юг (в Адлер, Кисловодск и Новороссийск) начали отправляться из Москвы в обход Харькова, с Казанского вокзала. Воробьевская станция в Воронеже — тупиковая, и поезда останавливаются только у местного авиазавода. Интересно, что часть пути из Воронежа в Ростов-на-Дону проходит по территории Украины. Если Украина закроет границу, поезда в Сочи и Кисловодск будут вынуждены делать длинный обход, через Волгоград.
В России осталась единственная страна на евразийском континенте, где нет пунктов безостановочного перехода с одной колеи на другую. Железнодорожная система Talgo, позволяющая преодолевать такие границы, существует в других странах, но не в России. Это означает, что поезда, следующие на Дальний Восток, ждут по три часа смены тележек при переходе с русской колеи на стефенсоновскую, являясь не самым быстрым вариантом.
Разрушение железнодорожной инфраструктуры, унаследованной от Российской империи, началось давно. Например, еще в 1920 году после войны Тухачевского с Пилсудским прекратилось движение поездов на линии Брест — Кёнигсберг. А с 1945 года отошел в небытие маршрут Таллин — Варшава, который проходил через Тильзит.
Закрытие железных дорог — это не просто событие, а медленный, но неотвратимый распад страны, который обсуждается на заседаниях Совета безопасности. Глобально, на фоне этого, в 2013 году были завершены два интересных проекта: соединение линий метро в Стамбуле с открытием тоннеля «Мармарай» и завершение прокладки тоннеля между селениями Каракале и Карзаки в Грузии.
Эти события восстанавливают Великий шелковый путь, который сейчас идет в обход России. Даже упоминание о скоростной железной дороге «Париж — Гуанчжоу» в сорокинском «Дне опричника» уходит в область фантастики. Россия осталась в изоляции, и даже материалы, которые нам достались от Российской империи, имеют свою судьбу в условиях современного мира.