Андрей Кураев: Нептун пост-советский

В советские пионерские годы был установлен неотъемлемый праздник — день Нептуна, который отмечали прямо посреди лагерной смены. Сегодня, оглядываясь назад, осознаешь странность этого повсеместного пионерского обычаю: в атеистической стране проводился праздник в честь языческого бога, о котором, разумеется, всегда упоминали, что он был почитаем у древних греков. Прошло много времени с тех пор, и теперь боги вышли из музеев. Мы живем в эпоху, когда самые архаичные верования вдруг возрождаются. В московских парках можно встретить неоязычников, воздающих почести Даждьбогу, Стрибогу и другим.

Когда религия начинает угасать, она обретает новый облик в мире сказок и игр. Однако в наши дни наблюдается обратный процесс. Я сталкиваюсь с эзотерическими толкованиями сказок, таких как история о Колобке и курочке-Рябе, от педагогов, склонных к рериховщине. Учитывая, что учительский корпус уже в значительной степени подвержен оккультизму, надеяться на то, что подобные явления останутся лишь игрой — крайне наивно. Это значит не замечать реальность нашей страны, в которой игра может однажды перестать быть игрой.

Массовики-затейники по-прежнему считают, что древние религии — это всего лишь веселый фольклорный материал. А почему бы не создать новые традиции, ведь Нептун не имеет никакого отношения к речкам, а является божеством океана? Почему обязательно использовать русалок в играх? В русском фольклоре русалки — это существа нечисти, их культ связан с культом мертвых, родственным культу зомби. Почему мы романтизируем этот мир для детей? Делать вид, что все это просто игра, не стоит. Психологи и Церковь утверждают, что человек целостен, и потому детские забавы имеют важное значение для будущего поведения. То, что происходит в детстве, становится основой для всей дальнейшей жизни. Если ребенок будет участвовать в игровых религиозных обрядах, ему будет легче принять участие в чем-то серьезном в более старшем возрасте, в том числе в сектах.

В итоге мы наблюдаем странное поведение российских туристов, оказавшихся за границей. Они начинают участвовать в местных обрядах — индуистских, ламаистских и других. Эта безответственность в религиозном поведении закладывается в детстве, в том числе через подобные игровые сценки. Христиане первых веков даже не думали о том, чтобы участвовать в подобных играх — за это их могли отлучить от Церкви, и они предпочитали смерть, чем участие в языческих обрядах. Даже в эпоху гонений многие мученики не верили в реальность Нептунов и Юпитеров, как и их судьи — просвещенные римские чиновники. Им предлагали: притворись, это всего лишь гражданская игра на лояльность цезарю, римскому народу и его богам. Однако христиане шли на смерть, не притворяясь и не играя.

Столкновение православных прихожан с данной ситуацией совершенно понятно и указывает на духовное здравомыслие. Их реакция — обратиться к священнику как к посреднику в диалоге с обществом. В ответ священник обращается в администрацию, что тоже является нормой. Если администрация видит, что мероприятия вызывают отторжение у определенных групп населения, зачем настаивать на подобной форме?

Что касается празднования Дня города или села, если бы к администрации обратилась группа мусульман или иудеев с просьбой отменить мероприятия, касающиеся их религиозных чувств, сценарий был бы изменен. Однако поразительно, что либеральное сообщество вместо поддержки священника, требующего сохранить детский праздник светским, начинает его атаковать. Это еще раз подтверждает, что у атеистов нет позитивных убеждений, их объединяет лишь ненависть к Христианской Церкви.

Если атеисты считают, что в праздновании Нептуна нет никакой религиозной угрозы, пусть честно предупреждают детей и родителей: в программе нашего лагеря будет поклонение Нептуну. Тем, кто не согласен, стоит искать альтернативу. Мы же, организуя православные лагеря, честно предупреждаем о религиозной составляющей и никого не принуждаем.

Однако в светских лагерях происходит противоположное. Дети и взрослые приходят на праздник, не ожидая никакого религиозного ритуала. И вот на сцене появляется не Чебурашка, а бог Нептун, и всех заставляют ему кланяться. Что делать православным детям и их родителям? Ребенок не всегда может противостоять большинству, а если он воспитан в церковной культуре, то для него это может стать серьезной травмой. Важно, что священник Всеволод Чаплин поддержал отца Романа, и я выражаю ему свою солидарность.

Это упущение в церковной проповеди последних лет должно быть замечено. Я давно предлагаю Патриархии публиковать памятки для туристов перед отпуском, что можно, а что нельзя делать в чужих храмах с точки зрения религиозной безопасности. Можно договориться с турагентствами о том, чтобы раздавать такие памятки при покупке туров, особенно в странах с отличной религиозной культурой. Наша реальность отличается от представлений светских затейников, и пусть их толерантность примет нас такими, какими мы есть, с нашей памятью о мучениках.

Оцените статью
Ритм Москвы