На наших глазах происходит исполнение смертного приговора отечественному авиапрому. В ближайшие месяцы можно ожидать контрольного выстрела в голову этой отрасли. Никаких сомнений не остается в том, что в российских элитах существует организованная группировка, которая не просто преступно равнодушна к судьбе российской авиационной промышленности, но и на протяжении 20 лет после развала СССР активно поддерживает иностранных производителей, прежде всего «Боинг». Ключевым моментом действий этой группы стала катастрофа Як-42 7 сентября под Ярославлем, унесшая жизни хоккейной команды «Локомотив».
На сегодняшний день большинство официальных и неофициальных экспертов склоняются к тому, что причиной этой аварии стали действия экипажа и ненадлежащая подготовка самолета к вылету. Это обстоятельство, в свою очередь, никак не связано с конструкцией и изготовлением Як-42 — надежного и перспективного самолета. Однако причины аварии были представлены Президенту России таким образом, что он однозначно заявил о необходимости обновления самолетного парка, независимо от страны их происхождения: «Правительству придется, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя… Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей».
Уже через четыре дня после катастрофы президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по расследованию, среди которых был зловещий пункт: «Принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства — производителя воздушных судов». Очевидно, именно эта же группировка «боингофилов» сумела во время визита Президента России в США в июне прошлого года добиться приобретения у «Боинга» 50 авиалайнеров Боинг-737 на общую сумму 4 миллиарда долларов с опционом на дополнительные 15 таких самолетов.
Любопытно, что по «возрасту» Боинг-737 на четыре года старше многократно обруганного Ту-154, а в середине 1990-х годов эта модель была официально признана самой небезопасной и аварийной в мире. На совместной пресс-конференции с российским Президентом Барак Обама с гордостью рассказал об итогах переговоров, заявив, что Россия покупает у США 50 «боингов», что обеспечит Америке 44 тысячи дополнительных высококвалифицированных рабочих мест. Более того, было принято решение о создании в Сколкове филиала КБ Боинга, где 600 российских конструкторов будут работать не на отечественный авиапром, а на «сумевший раскрутиться» Boeing.
По оценкам, порядка 4 тысяч российских авиаконструкторов и инженеров за 20 лет с развала СССР были рекрутированы «Боингом», включая дистанционную занятость с отправкой заданий по Интернету. Этот процесс, в отличие от «утечки мозгов», можно прямо охарактеризовать как «выкачку мозгов». Общую ситуацию отражает анекдотичное (если бы не трагичное) недавнее заявление президента Российского банка развития (ВЭБа) Владимира Дмитриева о том, что в России якобы неспособны производить региональную авиацию и необходимо организовать производство соответствующего самолета в партнерстве с иностранными компаниями.
Речь идет, по сути, об открытом переходе к «отверточной сборке» не только автомобилей, но и самолетов. Начато это на 70% импортном и боингового происхождения Сухом Суперджете. Эксперты вволю раскритиковали «сочинские фантазии» Дмитриева, но ситуация стала окончательно ясной: российскому авиапрому пора отдавать концы, освободив место для уникальных рынков США, Евросоюза, Бразилии, Китая и т.д.
До недавнего времени в мире было лишь пять стран, которые могли производить основные гражданские и военные самолеты и осуществлять их полное обслуживание. Россия находилась среди этих лидеров. Германия, не входившая в это число после Второй мировой войны, даже с ее инженерным гением, теперь не в состоянии тягаться. Вероятно, это закономерное следствие нашего геополитического поражения и превращения в объект империального раздела.
Империальный раздел — это не образное выражение, а факт, который становится все более очевидным. Согласно опубликованному недавно докладу европейского авиапроизводителя Airbus, в следующие 20 лет российские авиакомпании приобретут 1006 пассажирских лайнеров вместимостью от 100 кресел общей стоимостью в 95 миллиардов долларов, при этом Airbus собирается продать «по крайней мере половину от всех поставленных за этот период лайнеров». Американский аэрокосмический концерн Boeing также ожидает, что авиакомпании России и стран СНГ в ближайшие 20 лет закупят свыше 1000 новых лайнеров. Таким образом, две глобальные авиаимперии открыто делят российский рынок.
Здесь возникают первичные вопросы. Почему у Airbus и Boeing каждый будущий российский самолет подсчитан? Почему в нашем правительстве такого подсчета нет? А если он есть, то почему под него не создан новый отечественный авиапром? Тем более, что примерные объемы и темпы обновления авиапарка были известны уже десять и более лет назад. Почему российское правительство эти озвученные Airbus 95 миллиардов долларов, получившихся от «уникального суперрынка», уже отписало иностранным корпорациям? Ответов нет.
Но тогда возникают другие, прямо расстрельные вопросы: кто сдал Российскую авиационную промышленность? ФИО? Какие конкретно чиновники и за сколько продали и прикончили отечественный авиапром? Категоричность вопросов следует хотя бы из того факта, что курс на ликвидацию российского авиапрома в условиях нарождающегося гигантского внутреннего рынка и спроса был абсолютно ясным уже как минимум десять лет назад.
Для фактической достоверности приведу цитату из своей статьи за апрель 2002 года: «Всемирный срам… Кто остановит окончательное уничтожение российской авиации?» «Где наше «Единство», которое невозможно, как и «Единая Россия», если обеспечивать единение страны будут авиакомпании на чужих самолетах и встроенные в зарубежные авиасистемы? Российский авиапром стремительно разрушается, выдающиеся конструкторы, инженеры и рабочие стремительно стареют и уже не надеются почти ни на что. Западный авиапром стремительно организует мировые рынки, ассимилируя и переваривая «Одну шестую часть с названьем кратким Русь». Лидер наших авиаперевозчиков, господин В. Окулов, зять Б.Н. Ельцина, вот уже как семь лет рассказывает в самых тиражных СМИ о том, что российские самолеты совершенно не годятся для международных рейсов.
