Итоги внешней политики Путина за 13 лет. Часть 1: постсоветское пространство

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно опубликовал результаты опроса, в котором 45% респондентов высказались о том, что наибольших успехов за время президентства Владимира Путина удалось добиться в международных отношениях. Сомнений в искренности ответов респондентов нет. Действительно, среди россиян существует мнение, что одним из главных достижений Путина стало укрепление позиций России на международной арене. Телевизионные репортажи не устают показывать граждан, которые с удовлетворением констатируют: «теперь с Россией стали считаться». Этот нарратив поддерживают известные телеведущие и аналитики, которые говорят о «силе и мощи», якобы возвращенной России. Однако, если проанализировать ситуацию, можно прийти к выводу, что итоги внешней политики Путина, к сожалению, говорят об обратном.

Внешняя политика России последних лет определяется тремя основными составляющими: (1) нефтегазовым шантажом; (2) постимперскими амбициями; и (3) хамоватостью. Каждая из этих составляющих в отдельности могла бы нанести серьезный урон дипломатии любой страны. Вместе они привели к значительным потерям на международной арене.

Потеря позиций на постсоветском пространстве

Несмотря на критику, которая звучит в адрес Ельцина и его министров иностранных дел, в 90-е годы Россия задавала тон в политической жизни СНГ и была лидером этого союза. Масштабные усилия Путина по укреплению российской мощи привели к потере лидерства и основных союзников в СНГ.

Рассмотрим конкретные примеры внешнеполитических инициатив Путина относительно стран постсоветского пространства, оценив их эффективность по двухбалльной шкале: «+» (плюс) и «–» (минус).

Украина

Данный пример является ярким иллюстрацией провала путинской политики. Украина, которая когда-то была близким союзником России, при Кучме стала державой, стремящейся к вступлению в НАТО. Россия оказалась в ситуации, когда вокруг ее границ образовалось НАТОвское полукольцо. Даже приход Януковича к власти не смог восстановить прежние дружеские отношения. Итоговая оценка внешней политики Путина в отношении Украины: «–».

Беларусь

При Ельцине существовало представление о создании Союзного государства как некого ребрендинга Советского Союза. Однако Путин привел к серии крупных конфликтов с режимом Лукашенко и охлаждению отношений между Москвой и Минском. Планы введения единой валюты оказались нереализованными, и Беларусь даже не признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В итоге, результатами внешней политики Путина можно считать: «–».

Грузия

При Шеварнадзе Грузия была надежным союзником России, тогда как при Саакашвили стала врагом. Потеря Грузии привела к серьезным последствиям и войне. Хотя на политической арене Кремль потерпел фиаско, успех на поле боя не может скрыть долгосрочных убытков. Война сплотила восточноевропейские страны против России, а действия Кремля против гражданского населения Грузии вызвали осуждение со стороны США и других западных держав. Итоговая оценка внешней политики Путина: «+» (за войну) и «–» (за последствия).

Азербайджан, Армения, Молдова

Отношения Москвы с данными странами имеют общую черту: существование непризнанных государств, таких как Приднестровье и Нагорный Карабах. Политика Москвы позволила сохранить нейтральные отношения, но не привела к прогрессу в решении вопросов статуса этих образований. Армения готова действовать как союзник, но России это не нужно. Итоговая оценка: «+» и «–».

Прибалтийские государства

В годы правления Путина завершился процесс интеграции Эстонии, Латвии и Литвы в Европу. В 2004 году все три республики стали частью Европейского Союза, что продемонстрировало провал российской внешней политики в этом регионе.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы