Кирилл Мартынов: Золотой век

Почти нет сомнений, что эпоха Путина навсегда останется в сердцах россиян как золотой век. Мы живем в сложном, неясном и порой пугающем мире, но российская жизнь устроена элементарно: Россия — великая держава, Крым — наш, а выплаты пенсионерам — неизбежное явление.

Мир находится на пике новой технологической революции: интернет стал ареной, где алгоритмы корпораций и правительств соревнуются за внимание молодежи. Индустриальная экономика с вертикальными карьерными лестницами (один раз обучился — работай до пенсии) приходит в упадок, старые политические проекты переживают сильнейший кризис. Люди в глобальном мире вновь объединяются против чужаков и боятся мигрантов. В общественную жизнь возвращаются религии, а число человеческих идентичностей, включая гендерные и социальные роли, стремительно растет. При этом беспокоит и изменение климата.

Однако нас это не касается. Мы, как бабушки у подъезда, остаемся на обочине истории и смотрим, как будущее проходит мимо нас. У россиян сформировалось четкое представление о себе, основанное на отрицании изменений: там, за границей, завидуют враги, но мы не сдаемся, ведь скоро придет зарплата на карту «Мир».

По той же причине в России ностальгируют по брежневскому СССР: более двух десятилетий в той стране все было понятно и неизменно. Человеческая психология сопротивляется изменениям, большинство людей являются консерваторами. Проблема заключается в том, что отказ от участия в переменах делает тебя аутсайдером — ты не можешь влиять на ход истории, а столкновение с реальностью, как это неоднократно происходило в XX веке после очередного «подмораживания России», оказывается болезненным и катастрофическим. Это вовсе не мешает потом ностальгировать о «России, которую мы потеряли», будь то 1913, 1981 или 2007 год.

Социологи религии отмечают, что по той же логике адаптируются к реальности фундаменталистские религиозные общины: ортодоксальные иудеи, консервативные христиане и новые мусульманские течения отказываются принимать участие в современном мире, подчеркивая свое отличие, хотя являются его реакцией и порождением. Крупнейшим центром ислама становится Москва: здесь мигранты из нерелигиозных семей принимают веру, ведь это зачастую единственный способ бороться за свое достоинство в коррумпированной и ксенофобной среде, где они зарабатывают на жизнь.

Если вы считаете, что между сторонником стабильности и порядка, интересующимся мнением Владимира Соловьева, и выходцем из Центральной Азии, идущим на пятничную молитву в соборную мечеть в Москве, есть принципиальная разница, вы скорее всего ошибаетесь. Их объединяет неуверенность перед лицом меняющегося мира и переживания по поводу враждебности этого мира.

Союз Лаврова и талибов в этом контексте выглядит вполне закономерно: именно Талибан становится крайней точкой борьбы за «стабильность», «традиции» и против современного мира. Похоже, что иногда целые страны могут жить во внеисторическом лимбе, как это делают радикальные религиозные общины. До тех пор, пока все не рушится, не наступает время ностальгии.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы