Наталья Мавлевич: Спасти Соловецкую школу, отстоять честь замечательного учителя!

Вся эта история тошнотворно типична и вопиюще безобразна. Она разворачивается в поселке Соловецкий на Большом Соловецком острове, в школе, которую возглавляет Ирина Викторовна Совалёва. Это замечательный учитель, известный не только на своем районе, но и в Архангельске, и в Москве.

Жители поселка и родители учеников написали коллективное письмо Президенту России Д.А. Медведеву (копии были направлены губернатору Архангельской области И. Ф. Михальчуку и главе Приморского края Ю.И. Сердюку): «И. В. Совалёва, 1962 г.р., мать четырех детей, проработала в Соловецкой школе 22 года, из них 11 лет директором. С ее приходом в школе полностью прекратилась текучка кадров. Несмотря на все тяготы проживания на острове и острые жилищные проблемы, появилось много молодых специалистов, которые нашли свое призвание на новом месте работы. Сама Ирина Викторовна и её семья из 14 человек проживают в трехкомнатной квартире с проходной комнатой, в доме, относящемся к категории ветхого жилья. Она никогда не жаловалась и не просила помощи». Наоборот, Ирина Викторовна сама помогала другим, предоставляя кров приезжающим на остров школьным и студенческим экспедициям с материка.

По давно сложившейся традиции, каждое лето на Соловки приезжают ребята и педагоги из московской школы «Интеллектуал», архангельской Школы одаренных детей, а также из МГУ, МГИМО и других вузов. Они размещаются в школьных помещениях совершенно бесплатно (об этом свидетельствуют учителя и родители побывавших там детей). «Единственным приемлемым вариантом для расселения таких групп является Соловецкая школа, так как стоимость одного койкоместа на острове в гостиницах очень высока (от 2500 рублей), частный сектор стоит от 800 рублей в сутки, а идеология Ирины Викторовны не позволяет ей делить детей на «своих» и «чужих».

Руководители образовательных учреждений Архангельска, Москвы, Санкт–Петербурга и других городов, министерство образования Архангельской области и другие в различных формах ходатайствовали перед школой по вопросу размещения. Также в школе размещались силовые спецгруппы охраны высокопоставленных лиц. Все всё знали и считали нормальным. Пользу от общения московской и местной молодежи трудно переоценить.

«Соловецкие школьники получают возможность ежегодно бесплатно выезжать в летние физико-математические школы, участвовать в археологической экспедиции в Херсонес Таврический, посещать компьютерные курсы АГТУ, участвовать в образовательных поездках Школы одарённых детей, готовиться к поступлению в вузы. На базе школы проводятся творческие и спортивные мастер-классы для детей, ведется волонтерская деятельность на острове (участие в облагораживании территорий и зданий школы, помощь монастырскому хозяйству). Соловецкой школе безвозмездно передаются книги, спортивный инвентарь». Тут и взаимопомощь, и открытое общение, и патриотическое воспитание (где-где, а на Соловках оно отлично удается!), и нравственное, и эстетическое!

К сожалению, этим летом счастливому сотрудничеству пришел конец. Ирину Викторовну грубо подставили. Оклеветали, и сегодня она уже не директор. Если расправу не остановить, Соловецким детям не видать больше Херсонеса и физико-математических школ, а москвичам — куполов Соловецкого монастыря и покаянную березу-крест на расстрельном месте.

История начинается в декабре 2010 года, когда по указанию Президента были выделены средства на ремонт больницы, школы и детского сада на острове. В мае глава Приморского района Архангельской области Ю.И. Сердюк и начальник районного отдела образования В.М. Мигунов сообщили Ирине Викторовне о начале ремонта летом. 1 июня помещения школы были подготовлены к ремонту, летний лагерь для детей не открывали, детский сад закрылся, но рабочие так и не появились до середины лета. Кто выиграл тендер на ремонт, кто и как выбирал подрядчика — вопрос особый, но Ирина Викторовна точно не имела к этому отношения.

«Можно понять недовольство соловчан, весь июнь не имевших возможности устроить своих детей ни в пришкольный лагерь, ни в детский сад», — отмечает муж Ирины, экскурсовод Соловецкого музея. «Лагерь действовал только в июле и первой половине августа. В этот же период школа по договору приняла две группы Школы одарённых детей из Архангельска и две группы школы «Интеллектуал» из Москвы. Второго подрядчика нашли поздно, и ремонтные работы начались только с середины августа. Ирина Викторовна неоднократно пыталась убедить вышестоящих чиновников, что так поздно ремонт школы начинать нельзя, но её предупреждения проигнорировали». Разумеется, к сентябрю ремонт не завершился. Детей отправили учиться в Дом культуры и монастырское училище.

Но кто ответит за бездарное употребление президентских средств? Краевое начальство устраивает серию инсценировок в духе Кафки или «Города Зеро». «Четверо мужчин заходят в кабинет Ирины Викторовны, представляются и начинают рыться в бумагах на столе, просят открыть сейф, забирают три личных ежедневника директора», — рассказывает В.А. Совалев. Ирина Викторовна, потрясённая, спрашивает: «Это что, обыск?!» — «Нет, это всего лишь осмотр». Но вместо нескольких вопросов начинается допрос, который затянулся до полуночи.

Далее: письмо заместителя главы администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» Д.В. Тарасова Президенту, в котором на И.В. Совалеву возлагается вина за затяжку ремонтных работ, а её обвиняют в самовольном размещении посторонних в школе. На школу посыпались прокурорские проверки, И.В. обвинили в «злоупотреблении служебным положением», и 3 октября В.М. Мигунов издал приказ об её увольнении. В знак протеста сотрудники школы начали подавать заявления об уходе, и Ирина Викторовна была временно восстановлена.

Сейчас в здании школы по-прежнему проживают рабочие-ремонтники, а против Совалевой возбуждено уголовное дело. Возможно, огласка и вмешательство общественности помогут И.В. Совалевой. Прошу всех, кого волнует судьба Соловецкой школы и её директора, распространить эту информацию как можно шире.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы