Когда мой младший сын учился в школе, его классный руководитель на одном из родительских собраний на полном серьезе заявила: «предстоит изучать «Войну и мир», поэтому будем собирать деньги на телевизор и видеомагнитофон». На мой вопрос: «Какая связь?», она ответила: «Ну не читать же им роман?!» Я вспомнил об этом случае, когда узнал о результатах недавнего репетиционного ЕГЭ по математике. 30 процентов завтрашних выпускников не смогли решить элементарную арифметическую задачку уровня 2-го класса. Только вдумайтесь: треть детей, проучившись в школе 11 лет, не в состоянии провести простые арифметические действия. И это в Москве, где уровень образования всегда считался выше, чем в регионах.
Дети, которые сегодня не читают и не считают, завтра будут лечить, учить и судить. То, что мы наблюдаем сейчас повсеместно, может показаться не самым худшим раскладом по сравнению с возможной картиной будущего. Сегодня — отдельные случаи грубых профессиональных ошибок и нарушений в самых разных областях. Завтра – норма жизни. Сегодня дефицит профессионалов — одна из ключевых проблем. Завтра может оказаться слишком поздно решать эту главную проблему — проблему дефицита профессионалов.
Плохой модельер или так себе художник – не самое страшное. Безграмотный юрист, недоученный учитель или врач не на своем месте – вот, что действительно опасно. В последнем случае это вообще вопрос жизни и смерти. Профессионалы исчезают как общественный пласт, вымирая в недружелюбной среде обитания, где деньги стоят превыше всего. В тот момент, когда человек начинает думать только о деньгах, что-то кардинально меняется в сознании. Цели и ценности смещаются – специалист даже самого высокого уровня со временем перестает быть профессионалом.
Деньги должны быть не единственной целью, а результатом. Другого принципа жизни и работы пока не придумало ни одно здоровое общество. А если по-другому – то это как у нас сейчас. Когда тонут перегруженные пассажирами теплоходы, падают оснащенные б/у запчастями самолеты, в полицейских участках гибнут от пыток люди, пациенты умирают из-за халатности, безразличия врачей или неквалифицированно оказанной помощи.
Это беда, когда ученики выпускных классов не могут решить задачу: каков будет платеж за электроэнергию, если 1 января счетчик показывал 88742 кВт ч, а 1 февраля — 88940 кВт ч, при этом стоимость одного киловатт-часа составляет 3,5 рубля. Один из школьников посчитал, что за месяц надо заплатить 260 тыс. рублей. И возникает вопрос: какая разница между учителем этого одиннадцатиклассника и врачом, не оказавшим помощь пациенту? Этот вопрос необходимо задавать прямо сейчас, не откладывая на завтра.
Следует потребовать озвучить реальные результаты реформ образования, правоохранительной системы, здравоохранения. Необходим жесткий контроль и ответственность за разрушение тех отраслей, от которых в буквальном смысле зависит жизнь и будущее каждого из нас и страны в целом. С кого спрашивать? И кто должен спрашивать? Давайте подумаем. А иначе, оплачивая электроэнергию, будьте готовы получить космический счет. Как минимум… А может, все-таки «в консерватории что-то исправить?»
