Кавполит: Наши евреи и чужие кавказцы

Автор текста — Руслан Курбанов

В нашей стране существует своего рода табу на обсуждение роли евреев в судьбах России. При этом активно дискутируются проблемы, возникающие с участием кавказцев. Обзор взаимоотношений между этими двумя влиятельными общинами открывает широкий спектр для анализа.

По статистике, численность евреев в России составляет чуть более 200 тысяч, что в два раза меньше, чем, например, кумык или ингуш. Тем не менее, их влияние на политическую, общественную и культурную жизнь страны не уступает влиянию русских, которых около 110 миллионов. При этом можно утверждать, что наиболее ожесточённая конкуренция наблюдается именно между евреями и кавказцами.

Эта конкуренция подпитывается рядом факторов. Во-первых, евреи в России давно заняли прочные позиции в элите, начиная с Октябрьской революции. Ранее они жили в изоляции, в еврейских районах и местечках. Однако их стремительное проникновение во все сферы жизни страны стало заметным фактом. Сегодня евреи присутствуют в политике, бизнесе, культуре, науке и СМИ, и их успехи заставляют удивляться.

Во-вторых, за время своего восхождения евреи разработали эффективные методы сосуществования с титульной нацией – русскими. Их трудолюбие, усердие и стремление к интеллектуальному лидерству стали отличительными чертами, что сделало их частью русской культуры. В настоящее время для наблюдателя сложно провести чёткую грань между русскими и евреями.

Евреи, представленные во множестве сфер – от литературы до кино – стали основными двигателями развития русской культуры. За неполное столетие они стали «своими» в русском обществе.

В-третьих, кавказцы начали интеграцию в русское общество почти одновременно с евреями, после Октябрьской революции. Однако по скорости их восхождения по социальным лифтам ощутимо проигрывали. Это также требует отдельного анализа. В советский период их интеграция проходила в рамках национальной политики, и их брутальная пассионарность сдерживалась партийной машиной.

После распада СССР кавказцы начали активно вытеснять евреев из их позиций в политике и бизнесе. Брутальная экспансия кавказцев порождала у русских страх и недоверие, что усугублялось разными средствами массовой информации. Антикавказская истерия зафиксировала чуждость кавказцев для русского общества.

Нежелание кавказцев ослабить свои позиции и стремление евреев не уступать, по моему мнению, создали напряжённую социальную конкуренцию, формировавшую вектор развития постсоветской России.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы