На завтра, 7 апреля, запланировано третье чтение законопроекта, касающегося регулирования туристической деятельности. Это тот самый законопроект, от которого экскурсоводы пытаются уклониться с позапрошлого декабря и о котором неоднократно упоминала уважаемая Екатерина Шульман. Законодатели, к сожалению, не проявили желания услышать мнение профессионального сообщества, как бы мы ни старались его донести.
Во втором чтении, состоявшемся 23 марта 2021 года, законопроект был принят всего за 5 минут 38 секунд, включая голосование, без единого вопроса, обсуждения или замечаний. Учитывая этот опыт, нет сомнений, что и третье чтение пройдет столь же «плавно», если только в последний момент нас не спасет какое-нибудь чудо.
Мои коллеги из межрегионального Союза экскурсоводов поделились своими опасениями о будущем экскурсионного рынка после вступления в силу этого законопроекта. Алексей Слезкин и Андрей Чекмарев, члены правления Общества изучения русской усадьбы и старшие научные сотрудники Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, отметили: «Симптоматично, что в то время как институты закрываются, здесь тоже перекрывают кислород. Наш типичный маршрут – 2-3 субъекта Российской Федерации за 3-4 дня, таких маршрутов у нас за год штук десять, и все они отличаются. Это означает, что нам необходимо будет получить 20-30 региональных аккредитаций. Аттестовывать нас должна комиссия, состоящая из представителей тех регионов, где мы проводим экскурсии. И кто будет собирать такую комиссию ради нас?»
Слезкин и Чекмарев подчеркнули, что их поездки являются исследовательскими, включая объекты, о которых сложно найти информацию, потому что они либо никем не изучены, либо изучены неправильно, а они переписывают информацию, если у них хватает времени для научных публикаций. «Аттестационная комиссия имеет заранее заготовленные вопросы и ответы, которые считаются правильными. Но это всего лишь до тех пор, пока кто-то из нас не опровергнет их», – отметили они.
Юрий Егоров, экскурсовод и кандидат технических наук, высказал свои опасения: «Кто и как будет аттестовать экскурсовода по железным дорогам? Для безопасного вывода группы на станцию необходимо множество специфических знаний: инструкции по сигнализации, правила движения поездов и маневровой работы. Мы, железнодорожные экскурсоводы, знаем это без курсов, а таких курсов просто не существует. Меня будут спрашивать о высоте Спасской башни Кремля, но для моих экскурсий эти сведения никогда не понадобятся. Я не вижу смысла в такой аттестации, и, вероятно, многие экскурсоводы просто откажутся от своей деятельности.
Максим Музалевский, экскурсовод из Саратова, акцентировал внимание на том, что могут исчезнуть целые группы и виды экскурсий, например, сельские и нишевые. «В селе Поповка, известном своим «Домом со львом», экскурсии ведут местные учителя. Сертификация для них неподъемна и не нужна, так как они не рассказывают об областном центре, и проверить их знания о селе никто не сможет», – отметил он. Также существуют архитектурные экскурсии, проводимые специалистами, которые не могут покрыть расходы на обучение и сертификацию.
Дарья Фурманская, художник и краевед, высказала свое мнение о законопроекте, который, по её словам, может затруднить участие местных экспертов в экскурсиях. «Например, историческое кладбище в Орле подчиняется определенному муниципальному учреждению, и если экскурсию проводит человек, который не имеет трудового договора с этой организацией, он будет вынужден замолчать», – объяснила она. Фурманская также упомянула о частных музеях, где экскурсии ведут сами владельцы, но у них нет возможности пройти аттестацию.