Система оплаты труда внедряется в муниципальных учреждениях здравоохранения Архангельской области с 1 января 2011 года. В ГКБ №1 Архангельска медицинскому персоналу вручены уведомления, что ровно через два месяца лица, не подписавшие согласие на переход на новую систему, будут уволены на основании статьи 77, пункта 7 Трудового кодекса. Однако сама система, несмотря на два года применения, не прошла полноценное тестирование, а ее последствия для отдельных регионов оказались катастрофическими.
Например, в Калининградской области, которая первой внедрила этот опыт, 40% поликлиник прекратили свое существование вследствие уменьшения зарплаты, что привело к оттоку основных специалистов. Суть новой системы заключается в том, что зарплата медиков будет состоять из трех частей: базовой, стимулирующей и компенсационных выплат (например, за вредные условия труда, сверхурочные работы, совмещение профессий). Размер стимулирующей части не ограничен, и теоретически всю премиальную сумму может получить один специалист. В то же время, за плохую работу врача могут полностью лишить стимулирующих надбавок, что приведет к получению лишь оклада.
Предполагалось, что новая система ориентирована на повышение качества предоставляемых услуг, а фонд заработной платы будет увеличен. Федеральные учреждения уже перешли на новую систему оплаты труда, что потребовало увеличения фонда заработной платы на 30% (в 2009 году в Российской Федерации на эти цели было потрачено 135 миллиардов рублей). Муниципальные учреждения и лечебные заведения областного подчинения вынуждены переходить на новую систему БЕЗ увеличения фонда заработной платы.
Задуманная как способ уйти от Единой тарифной сетки (ЕТС), новая система фактически повторяет ее ошибки, добавляя новые проблемы. Во-первых, проблема ежегодной индексации заработной платы (статья 134 Трудового кодекса) перекладывается на работодателя — «исходя из внутренних резервов», которых, как известно, нет. Во-вторых, значительно расширяются полномочия работодателя (главврача) — теперь он практически единолично определяет размер стимулирующей надбавки для каждого работника. Это происходит через положения об оплате труда, основанные на загадочном показателе «качество», поскольку стандартов оказания медицинской помощи либо нет, либо они не внедрены из-за неоднозначности.
В некоторых регионах, например, в Хабаровске, надбавка за расширение зоны обслуживания переходом на новую систему снизилась с 80-100% до 3,1%. Такое решение принял главврач. В-третьих, большинство работников сталкиваются с уменьшением окладов на 8-30%. Согласно постановлению мэра № 425 от 19.10.2010, для сохранения гарантированной заработной платы вводится персональный повышающий коэффициент. Но абсолютный размер каждой выплаты компенсационного и стимулирующего характера рассчитывается ТОЛЬКО из оклада. То есть работа за пределами одной ставки становится экономически невыгодной.
Учитывая, что средний коэффициент совместительства по области составляет 1,8, становится очевидно, что большинство медиков потеряет в зарплате. Исключение составляют только три категории работников – администрация, санитарки и специалисты со стажем работы 1-3 года. «Люди отдали годы жизни своей профессии, и вдруг такая несправедливость. Есть врачи, которые выиграли по зарплате, но незначительно. В основном оклады оказались ниже прожиточного минимума, и к этому добавляется мизерная стимулирующая часть. Итог очевиден: врачи будут уходить», — подытожили сотрудники Владимирской областной клиники.
Сохранена 100%-ная надбавка за ночные смены лишь для станций скорой помощи и ГКБ №1. Медики и профсоюзы единодушны в оценке новой системы. Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко заявил, что недостатки системы, такие как минимизация официальных гарантий медработникам, были очевидны с самого начала, но она была запущена в работу. Одним из результатов стало то, что зарплата среднего и младшего медперсонала сравнялась, что абсолютно неприемлемо. Об этом говорит и президент Ассоциации медсестер России Валентина Саркисова.
Подавляющее большинство регионов выражает крайне негативное отношение к новой системе оплаты труда. Даже при дополнительном 30%-ном увеличении фонда заработной платы, большинство медиков в лучшем случае остается «при своих», чаще теряет в зарплате или вынужден искать подработку. Даже Людмила Швецова, руководитель социального комплекса Москвы, отметила: «Мы не торопимся переходить на эту систему в 2011 году. Необходимо отработать критерии, по которым будет осуществляться увеличение зарплаты. Ни один работник бюджетной сферы при введении новой системы не должен получать меньше, чем ранее. Для этого потребуются миллиарды рублей, и в условиях кризиса пока мы не можем этого себе позволить».
Тем не менее, некоторые регионы, в том числе Архангельская область, после напоминания премьера начинают «брать под козырёк» и отчитываться о сроках, когда собираются перейти на новую систему. Денег в местных бюджетах в это время, естественно, не прибавится, и борьба за качество работы бюджетников будет вестись за счет перераспределения внутри имеющегося фонда оплаты труда. Все это делается для того, чтобы в очередном отчете Минрегионразвития мы могли увидеть красивую галочку в графе «переход на новую систему оплаты труда». То, что это может разрушить остатки медицины в области, похоже, никого не беспокоит.