Мы, специалисты в области организации и управления здравоохранением, медицины, экономики и юриспруденции, а также неравнодушные граждане, обращаемся с этой Декларацией в трудное время, когда государству приходится экономить на многих аспектах. Однако здоровье нации — это залог будущего успеха нашей страны. Поэтому вопросы предоставления медицинской помощи и охраны здоровья населения приобрели первостепенное значение в длинном списке проблем, на которые нам всем предстоит давать ответы.
Нас беспокоит то, что давно очевидно для непредвзятых специалистов: современное здравоохранение в России является неэффективным, несмотря на все усилия. Растёт предотвратимая смертность, доступность медицинской помощи снижается, в том числе из-за необоснованной ликвидации и укрупнения медицинских учреждений. Врачи увольняются, пациенты и медицинские работники выражают недовольство. Страна не может позволить себе продолжать поддерживать хаос и неопределенность между платными и бесплатными медицинскими услугами, а также сочетать страховую, бюджетную и рыночную модели здравоохранения. В таких условиях работоспособная система не создаётся, а только разрушается.
По оценкам экспертов и Всемирной организации здравоохранения, российское население уже несёт половину всех расходов на медицинскую помощь, что нарушает конституционные права граждан. Только за 2014 год, по данным Счётной палаты, объём платных медицинских услуг вырос на четверть, заместив бесплатную помощь. Но не все могут позволить себе платить, и платность становится серьёзным барьером на пути доступности медицинской помощи, особенно на фоне сокращения доходов населения.
Утрачен ведущий принцип: охрана здоровья и медицинская помощь должны обеспечивать социальное выравнивание, особенно в условиях выраженного неравенства в доходах. Общество должно выбрать и развивать наиболее эффективную и перспективную модель охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Этот выбор должен гарантировать социальную защищённость пациентов и медицинских работников, доступность, достаточность объёма и качество медицинской помощи.
Наш анализ моделей здравоохранения различных стран показывает, что модель, в которой государство выступает страховщиком, более выгодна с экономической точки зрения. Она проще, прозрачнее и даёт лучшие результаты в виде управляемых показателей здоровья, чем нынешняя модель обязательного медицинского страхования. Существующие в России недостатки модели ОМС были подробно описаны в многочисленных исследованиях. Получилась нелепая система: государство тратит бюджетные средства через частных коммерческих посредников на содержание государственных лечебно-профилактических учреждений и оплату оказанной ими помощи.
Мы верим в будущее частных медицинских клиник, финансируемых через добровольное медицинское страхование или средства пациентов, которые могут конкурировать, используя те же стандарты лечения и клинические рекомендации, что и государственные учреждения. Частные клиники должны быть интегрированы в национальную систему медицинской помощи. Однако мы не можем позволить себе потерять контроль над общественным здравоохранением, передавая государственные медицинские учреждения корпорациям. Получение прибыли на здоровье населения и бизнес на болезнях недопустимо с экономической, правовой и этической точек зрения.
Необходимо остановить разрушение системы здравоохранения через экономически обоснованные ликвидации и оптимизации большого количества медицинских учреждений. Эта «экономия» фактически представляет собой научно необоснованное и неэффективное расходование общественных средств. Специалисты настаивают на повышении доли ВВП, выделяемой на государственное финансирование здравоохранения. Однако, учитывая текущие экономические сложности, важно переключить финансирование с стационарной помощи на амбулаторную, от строительства новых высокотехнологичных центров к организации первичной медико-санитарной помощи.
Трансформация системы здравоохранения должна начинаться с основ, а не с конца. Снижение числа койко-мест без должной профилактики и амбулаторного звена приведёт к сокращению доступности медицинской помощи и увеличению объёмов платных услуг. Кроме того, необходимо решать проблемы с медицинскими кадрами: их подготовкой, распределением и структурой, но не путём их массового высвобождения, что только усугубит кризис в здравоохранении.
Граждане должны быть активно вовлечены в решение проблем здравоохранения через наблюдательные и попечительские советы медицинских учреждений. К важным шагам, способствующим формированию перспективной модели здравоохранения, относятся: повышение доступности и применение доказанных медицинских технологий; эшелонированное построение медицинской помощи (от общей до узкоспециализированной); и научное обоснование потребностей населения в различных видах медицинской помощи.
Если не предпринять этих шагов, лечение больных станет ещё дороже, что приведёт к потере ещё большего числа жизней. Учитывая важность этих вопросов, наблюдение и контроль за межсекторальным подходом к охране здоровья должны осуществлять Национальный совет при Президенте РФ. В его ведении должно находиться курирование мониторинга здоровья населения и подготовка периодического доклада о состоянии здоровья нации, как фактора национальной безопасности.
Под эгидой Национального совета должна начаться широкая общественная дискуссия о выборе оптимальной для России модели здравоохранения и путях её формирования. В связи с предстоящими выборами в Государственную Думу мы призываем политиков, претендующих на места в ней, поддержать нашу позицию.
Подписи:
Власов Василий Викторович, доктор медицинских наук, профессор, президент Общества доказательной медицины;
Воробьев Павел Андреевич, доктор медицинских наук, профессор, председатель Московского городского научного общества терапевтов;
Гонтмахер Евгений Шлемович, доктор экономических наук, профессор, член Комитета гражданских инициатив;
Гришин Владимир Вадимович, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации;
Ермаков Сергей Петрович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН;
Колесников Сергей Иванович, академик РАН, Со-президент Общероссийского общественного движения «За сбережение народа»;
Комаров Юрий Михайлович, доктор медицинских наук, профессор;
Кравченко Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор;
Линденбратен Александр Леонидович, доктор медицинских наук, профессор;
Рагозин Андрей Васильевич, кандидат медицинских наук;
Ройтберг Григорий Ефимович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН;
Саверский Александр Владимирович, юрист, президент Лиги защиты прав пациентов;
Шаталова Елена Юрьевна, Председатель Общероссийского движения «За здоровую Россию».