Вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев своим указом лишил автора нашумевшей книги «Каменные сны» Акрама Айлисли звания «Народный писатель Азербайджана» и государственной пенсии. В мотивировочной части указа говорится, что Айлисли в своем романе «оскорбил сограждан в неподобающей для азербайджанского писателя форме и исказил реалии, связанные с историей Азербайджана». Таким образом, интересы писателя и официальных кругов страны пересекаются — первый опирается на свою известность, а вторая сторона настаивает на своих интересах.
Важно отметить, что свобода самовыражения является неотъемлемым правом человека, гарантирующимся даже конституцией Азербайджанской Республики. Когда Акрам Айлисли ссылается на свои гражданские права, он абсолютно прав. Однако критика его в адрес «национального предательства» в Баку, с которой он сталкивается, как будто перечеркивает принципы этих самых гражданских свобод.
Дискуссия вокруг «Каменных снов» изначально развивалась в Баку в строгом соответствии с этим сценарием. Скандал был поднят официальными структурами — представители проправительственных молодежных организаций провели пикеты у дома писателя, сжигая его портреты при полном попустительстве полиции. В парламенте депутаты от правящей партии также устроили «разборки» с Айлисли.
«Каменные сны» — жесткий роман, описывающий события армяно-азербайджанского конфликта, в том числе факты истребления армянского населения со стороны турецких войск и местных азербайджанцев. Интересно, что в книге практически нет положительных образов азербайджанцев, а армяне описаны исключительно негативно. Это является явным нонсенсом и, если бы автором был кто-то другой, общественное мнение в Азербайджане восприняло бы его произведение как часть армянской пропаганды.
Возникшие вокруг романа дискуссии доходят до абсурда — в парламенте даже обсуждается вопрос о лишении Айлисли гражданства и депортации из страны. Это уже выходит за рамки разумного. Зная многих критиков «Каменных снов», я сомневаюсь в их способности прочитать роман на русском и сделать адекватные выводы — здесь действовал принцип «не читал, но осуждаю», который сильно преувеличивает ситуацию.
С самого начала в этой дискуссии выделялись две стороны: сначала активно поддерживало писателя азербайджанское гражданское общество, которое в первые дни травли инициировало кампанию в защиту Айлисли. Но после этого, в том числе одна из ключевых фигур оппозиции Арастун Оруджлу, заявила, что отвергает любые проявления национальной неприязни.
Интересно, что на круглые столы, организованные как Общественным Телевидением Азербайджана, так и оппозиционным «ГюнАЗ ТВ», защитников писателя не пришло. Все они сообщали, что, прочитав книгу, изменили свое мнение о необходимости защиты свободы слова в таком контексте.
Вопрос о свободе самовыражения и ее границах становится особенно актуальным. Если оскорбление целого народа считается проявлением свободы слова, тогда мы должны быть внимательны к тому, какие именно слова произносятся. В конце концов, право человека на самовыражение не должно нарушать права других людей на отсутствие оскорблений.
Скандал вокруг книги Акрама Айлисли привёл к тому, что его имя стало известным в литературных кругах постсоветского пространства. Айлисли на протяжении 30 лет борется за признание — его путь к этому начинался еще в 1983 году, когда он написал первый роман с порнографическими мотивами и был изъят из журнала «Азербайджан». С тех пор его жизнь и творчество оказывались под пристальным вниманием.
Интересно, что в 2005 году Айлисли с поддержкой правящей партии «Новый Азербайджан» был избран депутатом парламента. Но когда он начал говорить о своем намерении наладить диалог с Арменией и упоминать о своих армянских корнях, общество приняло это как неудачную шутку. На этот раз его роман стал для властей удобным инструментом, отвлёкшим внимание от более серьезных проблем, таких как коррупционные скандалы и социальные протесты.
В итоге, внимание общества переключилось на обсуждение «Каменных снов», а митинги требуют покаяния писателя, в то время как полиция демонстрирует лояльность и доброжелательность в отношении протестующих.