Новость о том, что большинство граждан России поддерживает введение цензуры в Интернете, могла бы шокировать, если бы не была результатом недопонимания. Начнем с фактов: на вопрос «Левада-центра»: «В Интернете существует множество опасных сайтов и материалов, в связи с чем необходимо ввести цензуру в Интернете» положительно ответили 63%. Вторая позиция звучала так: «Опасности Интернета переоцениваются, и в любом случае нельзя вводить цензуру в Интернете». Эту точку зрения поддержало 19% респондентов.
На первый взгляд, может показаться, что россияне против Интернета и за цензуру. Однако это тот случай, когда необходимо задуматься о сути опроса. Чтобы проиллюстрировать, параллельно можно задать аналогичный вопрос о другом предмете. Первый вариант: «В магазинах продается много паленой водки, гибнут люди, в связи с чем необходимо запретить продажу водки вообще». Второй вариант: «Опасность палёной водки переоценивается, и в любом случае нельзя контролировать её качество в магазине». Логично предположить, что результаты будут схожи.
Большинство, поддерживающее полный запрет водки, скорее всего, составляют те, кто либо сознательно выступает за запрет, либо те, кто редко употребляет алкоголь и осознает, что водка может быть вредной. Меньшинство проголосует за отмену контроля, так как адекватный человек в здравом уме не станет голосовать против контроля качества. Но можно ли в этом случае утверждать: «Россияне за полный запрет водки»?
Уважаю «Левада-центр», однако данный опрос выглядит довольно непрофессионально. В структуре опроса есть ещё одна группа, которая проголосует за полный запрет водки – это те, кто её никогда не пробовал. Они не знают, каково это – пить водку, но считают её злом. Это ещё одна ошибка «Левада-центра»: опрос проводился по «репрезентативной всероссийской выборке городской и сельской населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населённых пунктах 45 регионов страны». Но это не отражает действительности!
Интернет активно используется в больших городах, и им пользуется, преимущественно, молодёжь. Большинство опрошенных в 45 регионах могут не понимать, что такое Интернет, и, возможно, не имеют к нему доступа, но при этом знают, что Интернет – это плохо. «Левада-центр» не учёл целевую аудиторию, но при этом указал слово «россияне». Это некорректно.
Если провести опрос среди жителей Земли о том, любят ли они жареных тараканов, подавляющее большинство ответит отрицательно. Однако в северном Таиланде это популярное блюдо. Можно ли утверждать, что «жители Земли не любят жареных тараканов»? В случае с россиянами – они не знают, насколько вкусен жареный таракан, и не поддерживают цензуру в Интернете, просто не понимая, что это такое.
