Полина Габай: Раскачка на месте, или Срыв президентского поручения

Весной 2018 года, по итогам встречи с представителями сферы здравоохранения, Президент России утвердил перечень поручений для Правительства. Одно из них касалось внесения изменений в законодательство, которые предусматривали применение медицинскими работниками клинических рекомендаций при оказании медпомощи гражданам. Это поручение было оперативно реализовано, и в декабре 2018 года в рекордные сроки был принят закон о клинических рекомендациях (Федеральный закон от 25.12.2018 № 489-ФЗ), который внес поправки в Закон № 323-ФЗ. С 1 января 2022 года медицинские организации обязаны лечить граждан на основе этих рекомендаций, подчеркивая, что времени на раскачку не было.

Минздрав России создал необходимую нормативную базу (форма, сроки, порядок разработки и утверждения клинических рекомендаций), а профессиональное медицинское сообщество активно взялось за их разработку по множеству заболеваний. Особенно отличились противораковые организации, разработавшие более 70 рекомендаций по всем видам онкологических заболеваний и дважды обновившие некоторые из них. Это стало возможным благодаря как внутренней дисциплине онкологов, так и вниманию государства к проблемам онкологии, что отражается в национальном проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями» с бюджетом в 969 миллиардов рублей до 2024 года.

Система здравоохранения готовилась к началу 2022 года, к новой вехе в российской медицине, стремясь перейти к современным и гибким профессиональным нормам. Минздрав, казалось бы, исходил из этого курса, и 20 мая 2021 года направил в регионы письмо о готовности медицинских организаций к переходу на работу по клиническим рекомендациям с 1 января 2022 года, включая подготовку материально-технической базы и кадров. Однако в июне 2021 года неожиданно стало известно, что Госдума приняла закон о поэтапном внедрении клинических рекомендаций до 2024 года. Эта инициатива исходила от Минздрава, который сослался на пандемию коронавируса как на причину переноса сроков, однако более вероятно, что она объясняется неготовностью рекомендаций по многим нозологиям.

Несмотря на причины задержек, они не оправдывают срыв срока реализации президентского поручения и принятого Федерального закона № 489-ФЗ. Согласно этому закону, клинические рекомендации должны были быть разработаны не позднее 31 декабря 2021 года, а медицинские организации с 1 января 2022 года обязаны были оказывать медпомощь на их основе. Новый закон о поэтапном внедрении создает противоречие с действующими нормами.

История принятия нового закона также вызывает вопросы. Изначально в правительственном законопроекте не было упоминаний о клинических рекомендациях, он касался только доступа родственников к информации о состоянии здоровья пациента. Однако ко второму чтению депутат неожиданно предложил дополнение о поэтапном переходе к клиническим рекомендациям. Это изменение было принято 16 июня нижней палатой парламента и одобрено Советом Федерации 23 июня.

Хотя ожидалось, что эти изменения будут своевременными и необходимыми, фактически это привело к запутанной ситуации. За годы подготовки не было утверждено ни одной рекомендации для ряда нозологий, таких как пульмонология. Что касается сроков, то они нарушены не по причине нехватки времени, а из-за вопросов профессионализма и координации в медицинских сообществах.

Необходимость переноса сроков также может быть связана с нежеланием регулятора активно участвовать в решении проблем, связанных с клиническими рекомендациями. Например, онкологи столкнулись с противоречивой позицией Минздрава относительно разработки рекомендаций по сопроводительной терапии для пациентов, что приводит к трагическим последствиям из-за отсутствия утвержденных тарифов ОМС на профилактику и лечение осложнений.

Заключение периода неопределенности приводит к ряду негативных последствий: фактически сорван срок внедрения клинических рекомендаций, очередной раз откладывается переход российской медицины на современный уровень, а финансирование в рамках национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» становится неэффективным. Как правительство определит дальнейшие шаги в этой области, пока неизвестно. Главное, что к 2024 году закончится реализация нацпроекта «Здравоохранение», и все бюджеты будут освоены, однако это не гарантирует достижения необходимых результатов в сфере здравоохранения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы