30 правил хорошего комментария

Гадящих в комментариях негодяев бессмертный Данте, по всей видимости, поместил бы на окраине третьего круга ада, сразу после толстяков. Грубые и бесполезные реплики наполняют души читателей скорбью и унынием, поэтому мы должны воздерживаться от них.

Вы, конечно, помните старый анекдот: задаёшь вопрос на американском форуме — получаешь ответ. Задаёшь вопрос на израильском форуме — тебе задают другой вопрос. Задаёшь вопрос на русском форуме — тебе долго рассказывают, какой ты урод. Это не анекдот, а горькая правда жизни. Хотя мы и стали несколько добрее за последние годы, градус ненависти и невежества в Рунете остаётся очень высоким. Вменяемых комментаторов мало, и голос их часто не слышен. Как же мы можем исправить ситуацию?

Я решил начать с систематизации нехитрых правил хорошего тона, которых стоит придерживаться следящим за стилем комментирования обитателю Сети. Собственно, вот эти правила.

Споры и конфликты

  1. Прежде чем вступить в спор, задумайтесь о простой бухгалтерии. Вы потратите на спор время и нервы, но ваш собеседник, скорее всего, останется при своём мнении. Не лучше ли вложить силы во что-то более приятное и полезное?

  2. Если вы всё же решили поучаствовать в конфликте, будьте максимально вежливы и корректны. Во-первых, так вы сможете переубедить собеседника. Во-вторых, это привлечёт на вашу сторону зрителей. В-третьих, вы будете выглядеть круче и чувствовать себя рыцарем.

  3. Споры в Интернете часто отнимают массу времени. Потратьте часть этого времени на изучение классики. Например, великолепную книгу, написанную почти сто лет назад Сергеем Поварининым, которая называется «Искусство спора»: Ссылка. Также рекомендую учебник логики Челпанова в моём переводе: Ссылка. И, конечно, мою статью «тринадцать правил ведения сетевого спора»: Ссылка.

  4. Иногда приходится вести непродуктивную дискуссию с безнадёжными дикарями. Будьте осторожны в такие моменты: вежливый спокойный юмор смотрится гораздо выигрышнее, чем грубая ругань или истеричные попытки перекричать оппонента.

  5. В школе нас учили, что надо всегда говорить правду, и что горькая правда лучше сладкой лжи. К сожалению, учителя часто забывали добавить два нюанса. Первый нюанс — наше мнение не является истиной только потому, что оно наше. Мы можем ошибаться. Второй нюанс — кроме варианта «говорить гадости» и «лгать» есть и третий — тактично промолчать. Чтобы определить, когда говорить гадости, а когда молчать, воспользуйтесь правилом «один к семи»: на один критический комментарий должно приходиться семь позитивных (или хотя бы нейтральных).

  6. Будьте великодушны. Не стоит доказывать человеку, что он сволочь и козёл. Вы только увеличите количество ненависти в Рунете, которое и так зашкаливает.

  7. Хорошей привычкой является регулярное освежение в памяти начала ветки комментариев и возвращение спора к исходной теме.

  8. Хвастающиеся в Интернете личными достижениями люди выглядят обычно или комично, или жалко.

  9. Не стоит пытаться любой ценой оставить за собой последний комментарий. Если вы не хотите участвовать в дискуссии, просто делайте паузу в сутки между комментариями. Через несколько дней вам или вашему оппоненту это надоест, и беседа затихнет сама собой.

Оформление и разметка

  1. Не игнорируйте синтаксис и орфографию. Безграмотный комментарий сложно воспринимается. Заведите привычку благодарить тех, кто указывает вам на ошибки — им не просто нести грамотность в массы.

  2. Если вы не можете писать без ошибок, хотя бы оформляйте текст аккуратно: начинайте предложения с большой буквы, в конце ставьте точку.

  3. Некоторые правила оформления текста могут быть незнакомы тем, кто с компьютером «на вы». Часто встречающиеся ошибки:

    • Двойной пробел между словами.
    • Пробелы или пустые строки в конце комментария.
    • Отсутствие пробела после точки или запятой.
    • Пробел перед точкой или запятой.
    • Неправильные пробелы перед или после кавычек.
    • Длинный текст, не разделённый на абзацы.
    • Не разделённые одной пустой строкой абзацы.
  4. Идеальный вариант — скачать раскладку Бирмана и начать использовать красивые кавычки и тире.

  5. При комментировании вам предложат указать тему сообщения. Оставьте поле «тема» пустым. Если робот автоматически перенёс слова из предыдущего комментария, не поленитесь их стереть.

  6. При цитировании сообщений оппонента соблюдайте два правила: цитируйте только нужный участок текста и выделяйте цитату.

Ссылки

  1. Если ссылка длинная (больше 50 символов), сократите её, например, через бесплатный сервис.

  2. Если в ссылке есть русские буквы, они превращаются при копировании в нелепый код. Чтобы вернуть ссылку в нормальный вид, щёлкните по адресу в браузере и скопируйте его снова.

  3. Правильная ссылка на видео на YouTube должна начинаться с «http», а не с «https», и содержать код видео после «youtube.com/watch?». Избегайте лишних нагромождений в адресе. Вы также можете указать момент, с которого начать просмотр.

  4. Если ссылка содержит решётки, удалите их, чтобы показать страницу целиком.

Картинки и аватарки

  1. Анимированные аватарки обычно выглядят безвкусно и раздражают. Избегайте их.

  2. Если вставляете изображение, позаботьтесь, чтобы оно было не шире 400-500 пикселей. Если возможно, ужмите его до 200 пикселей.

Мемы и жаргон

  1. Будьте осторожны с мемами и жаргоном. Смайлики вышли из моды, а матерные слова в комментариях унылы.

  2. «Первонахов» много где уже банят… и это правильно.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы