Гадящих в комментариях негодяев бессмертный Данте, по всей видимости, поместил бы на окраине третьего круга ада, сразу после толстяков. Грубые и бесполезные реплики наполняют души читателей скорбью и унынием, поэтому мы должны воздерживаться от них.
Вы, конечно, помните старый анекдот: задаёшь вопрос на американском форуме — получаешь ответ. Задаёшь вопрос на израильском форуме — тебе задают другой вопрос. Задаёшь вопрос на русском форуме — тебе долго рассказывают, какой ты урод. Это не анекдот, а горькая правда жизни. Хотя мы и стали несколько добрее за последние годы, градус ненависти и невежества в Рунете остаётся очень высоким. Вменяемых комментаторов мало, и голос их часто не слышен. Как же мы можем исправить ситуацию?
Я решил начать с систематизации нехитрых правил хорошего тона, которых стоит придерживаться следящим за стилем комментирования обитателю Сети. Собственно, вот эти правила.
Споры и конфликты
-
Прежде чем вступить в спор, задумайтесь о простой бухгалтерии. Вы потратите на спор время и нервы, но ваш собеседник, скорее всего, останется при своём мнении. Не лучше ли вложить силы во что-то более приятное и полезное?
-
Если вы всё же решили поучаствовать в конфликте, будьте максимально вежливы и корректны. Во-первых, так вы сможете переубедить собеседника. Во-вторых, это привлечёт на вашу сторону зрителей. В-третьих, вы будете выглядеть круче и чувствовать себя рыцарем.
-
Споры в Интернете часто отнимают массу времени. Потратьте часть этого времени на изучение классики. Например, великолепную книгу, написанную почти сто лет назад Сергеем Поварининым, которая называется «Искусство спора»: Ссылка. Также рекомендую учебник логики Челпанова в моём переводе: Ссылка. И, конечно, мою статью «тринадцать правил ведения сетевого спора»: Ссылка.
-
Иногда приходится вести непродуктивную дискуссию с безнадёжными дикарями. Будьте осторожны в такие моменты: вежливый спокойный юмор смотрится гораздо выигрышнее, чем грубая ругань или истеричные попытки перекричать оппонента.
-
В школе нас учили, что надо всегда говорить правду, и что горькая правда лучше сладкой лжи. К сожалению, учителя часто забывали добавить два нюанса. Первый нюанс — наше мнение не является истиной только потому, что оно наше. Мы можем ошибаться. Второй нюанс — кроме варианта «говорить гадости» и «лгать» есть и третий — тактично промолчать. Чтобы определить, когда говорить гадости, а когда молчать, воспользуйтесь правилом «один к семи»: на один критический комментарий должно приходиться семь позитивных (или хотя бы нейтральных).
-
Будьте великодушны. Не стоит доказывать человеку, что он сволочь и козёл. Вы только увеличите количество ненависти в Рунете, которое и так зашкаливает.
-
Хорошей привычкой является регулярное освежение в памяти начала ветки комментариев и возвращение спора к исходной теме.
-
Хвастающиеся в Интернете личными достижениями люди выглядят обычно или комично, или жалко.
-
Не стоит пытаться любой ценой оставить за собой последний комментарий. Если вы не хотите участвовать в дискуссии, просто делайте паузу в сутки между комментариями. Через несколько дней вам или вашему оппоненту это надоест, и беседа затихнет сама собой.
Оформление и разметка
-
Не игнорируйте синтаксис и орфографию. Безграмотный комментарий сложно воспринимается. Заведите привычку благодарить тех, кто указывает вам на ошибки — им не просто нести грамотность в массы.
-
Если вы не можете писать без ошибок, хотя бы оформляйте текст аккуратно: начинайте предложения с большой буквы, в конце ставьте точку.
-
Некоторые правила оформления текста могут быть незнакомы тем, кто с компьютером «на вы». Часто встречающиеся ошибки:
- Двойной пробел между словами.
- Пробелы или пустые строки в конце комментария.
- Отсутствие пробела после точки или запятой.
- Пробел перед точкой или запятой.
- Неправильные пробелы перед или после кавычек.
- Длинный текст, не разделённый на абзацы.
- Не разделённые одной пустой строкой абзацы.
-
Идеальный вариант — скачать раскладку Бирмана и начать использовать красивые кавычки и тире.
-
При комментировании вам предложат указать тему сообщения. Оставьте поле «тема» пустым. Если робот автоматически перенёс слова из предыдущего комментария, не поленитесь их стереть.
-
При цитировании сообщений оппонента соблюдайте два правила: цитируйте только нужный участок текста и выделяйте цитату.
Ссылки
-
Если ссылка длинная (больше 50 символов), сократите её, например, через бесплатный сервис.
-
Если в ссылке есть русские буквы, они превращаются при копировании в нелепый код. Чтобы вернуть ссылку в нормальный вид, щёлкните по адресу в браузере и скопируйте его снова.
-
Правильная ссылка на видео на YouTube должна начинаться с «http», а не с «https», и содержать код видео после «youtube.com/watch?». Избегайте лишних нагромождений в адресе. Вы также можете указать момент, с которого начать просмотр.
-
Если ссылка содержит решётки, удалите их, чтобы показать страницу целиком.
Картинки и аватарки
-
Анимированные аватарки обычно выглядят безвкусно и раздражают. Избегайте их.
-
Если вставляете изображение, позаботьтесь, чтобы оно было не шире 400-500 пикселей. Если возможно, ужмите его до 200 пикселей.
Мемы и жаргон
-
Будьте осторожны с мемами и жаргоном. Смайлики вышли из моды, а матерные слова в комментариях унылы.
-
«Первонахов» много где уже банят… и это правильно.
