(картинка из Википедии)
Вчера жители Паравалья открыли мне глаза на ситуацию в России. Оказывается, страна практически ничего не производит. Заводы гниют и гибнут, фабрики умирают. Мы теперь можем только бессмысленно проедать нефть… Все полимеры потеряны, выхода нет! Однако у меня есть небольшой сюрприз для тех, кто любит тракторы. «Ростехнологии» успешно завершили оздоровление «ВСМПО-Ависма». Теперь, когда на предприятии наведён порядок и его светлое финансовое будущее гарантировано минимум до 2018 года, «Ростехнологии» оставляют себе для контроля 25% акций и сосредотачивают усилия на остальных стратегических «пациентах».
Что такое «ВСМПО-Ависма»? Это крупнейший производитель титана в мире. Среди длинного перечня именитых клиентов, таких как Rolls-Royce, выделяются два авиаконцерна. «ВСМПО-Ависма» обеспечивает титаном до 35-40% всех потребностей американского Boeing и до 65% — концерна EADS, который включает в себя французский Airbus. Боинг и Айрбас — крупнейшие авиастроительные корпорации мира, они могут позволить себе закупать титан в разных местах. Однако, например, бразильская компания Embraer получает титан на все 100%: без нас они не смогут строить самолёты.
Важно отметить, что самолёты — это очень долгосрочная история. Всё просчитывается на десятилетия вперёд. Американцы, например, уже планируют закупки титана «ВСМПО-Ависма» до 2042 года. На эти цели они закладывают в бюджет 18 миллиардов долларов. Для наглядности: 18 миллиардов долларов — это чуть меньше, чем ВВП Эстонии и чуть больше, чем ВВП Афганистана. Это очень серьёзный бизнес.
А ведь в первой половине 2000-х всё чуть не накрылось титановым тазом. Тогда «ВСМПО-Ависма» погрязла в грызне собственников и судебных разбирательствах. Акционеры дошли до того, что в 2005 году ФСФР остановила на четыре месяца торги акциями «ВСМПО-Ависма» на РТС и ММВБ. О каком развитии могло идти речь, когда покупатели титана не хотели заключать долгосрочные контракты с предприятием, которое распадалось на куски. В 2006 году государство решило взять ситуацию под контроль и выкупило значительную часть акций у спорщиков.
На «ВСМПО-Ависма» пришла команда Сергея Чемезова, который тогда возглавлял «Рособоронэкспорт». В 2007 году «ВСМПО-Ависма» вошла в состав «Ростехнологий». Тогда же была принята пятилетняя инвестиционная программа развития на сумму в один миллиард долларов. Без государственной поддержки такие деньги предприятию с неопределённой собственностью никто бы не дал. Программа разрабатывалась в соответствии с планами мировых авиаконцернов, у которых пик потребления титана должен был начаться именно сейчас, в 2012-2013 годах.
В Свердловской области также было создано совместное предприятие Boeing и «ВСМПО-Ависма». Однако кризис 2008 года помешал этим планам. У Boeing и Airbus возникли проблемы с лайнерами Boeing 787 Dreamliner и А380. Из-за этого портфель заказов резко просел. Пришлось искать новые кредиты и клиентов. Не факт, что предприятие смогло бы продержаться без государственной поддержки. Останься оно частным, его, скорее всего, ждало бы банкротство.
«Ростехнологии» растянули инвестпрограмму до 2015 года и сократили годовой объём вложений с 350 до 200 миллионов долларов. Кроме того, корпорации удалось избежать увольнений благодаря временному переводу ряда сотрудников на четырёхдневную рабочую неделю. Теперь же сотрудники снова работают по стандартной пятидневной системе. К 2010 году кризисные проблемы были в целом преодолены. А к 2012 году среднюю зарплату на предприятии удалось повысить в полтора раза от кризисного уровня — до 28 тысяч рублей.
В 2010 году снова активизировались американцы. Совместный с Боингом исследовательский центр заработал и начал выпускать новые сплавы. Например, наши учёные разработали высокопрочный титановый сплав Ti5553, который позволил значительно снизить вес самолёта. Вес критически важен для самолёта, поскольку это напрямую связано с расходом топлива. Этот сплав применяется в деталях Boeing-787 Dreamliner.
Недавно в Россию приезжал директор гражданского подразделения Боинга Рэй Коннер для обсуждения дополнительных инвестиций в завод в размере 12 миллионов долларов для модернизации мощностей. В рамках этого проекта уже приобретено четыре новых механообрабатывающих станка.
Теперь о сравнении с советскими временами. «Ростехнологиям» удалось за последние три года увеличить производство титана с 20 до 31 тысячи тонн в год — это исторический максимум: на 10% больше, чем в самый тучный советский год. Компания планирует продолжать расти, и к 2015 году объём должен достичь 40 тысяч тонн. Важно, что компания работает с прибылью. С 2009 года чистую прибыль удалось увеличить в 40 раз — с 173 миллионов до 7,1 миллиардов рублей. Принятая перед кризисом инвестиционная программа выполнена на 80%. Предприятие можно считать практически здоровым.
В этом и заключается цель «Ростехнологий» — выступать в роли санитара бизнеса. Госкорпорация приходит на слабые и проблемные предприятия, наводит порядок, выгоняет бандитов и коррупционеров. Когда будущее компании становится более-менее ясным, «Ростехнологии» выходят из неё, оставляя контрольный пакет акций. В случае «ВСМПО-Ависма» акции были проданы людям, которые несколько лет управляли предприятием, договаривались с рабочими и расширяли производство — самому менеджменту. Финансовые результаты свидетельствуют о том, что управление проходит успешно. Снова впутаться в акционерные разборки им теперь не удастся, т.к. в структуре собственности и кредитах установлен полный порядок. Завершение оздоровления «ВСМПО-Ависма» — важное событие для России. В состав «Ростехнологий» входит более 660 организаций, и всем им предстоит пройти аналогичный путь: лечение под наблюдением корпорации и дальнейший выход на рыночные просторы. Теперь таланты Сергея Чемезова как профессионального антикризисного менеджера более чем очевидны.
