Олег Макаренко: Трусость и лицемерие педагогов

Можно ли учиться у тех, кого презираешь? Наверное, можно. Если ты взрослый человек с хорошей силой воли и чётким пониманием, что именно ты должен взять от этого человека. Но дети — это всё же не взрослые. Многочисленные исследования показывают, что дети ближе к обезьянам: они готовы перенимать знания только у тех, кого уважают. Если ребёнок относится к учителю с презрением, его слова будут проходить мимо.

Недавно в одном из изданий вышла статья про наше образование. Процитирую интересный отрывок: … Считается, что знания в детях накапливаются, как соли тяжёлых металлов, и никуда не исчезают. Если бы это было правдой, родители не стремились бы отправить своих детей в институты сразу после школы. «Подумаешь, пусть годик отдохнёт, потом поступит» — «Ты что! Через год он вообще всё забудет!» И это действительно так… Гораздо ближе к истине утверждение, что «хоть что-то, да останется в голове». Стоит ли это «что-нибудь» десяти лет в стенах школы, искривлённого позвоночника, ухудшения зрения и, что самое главное, ненависти к учебе? Это всё равно что сыпать на решето муку в надежде, что «хоть что-то да останется на стенках». Школа неэффективна — факт. Одна из главных причин этой неэффективности — фигуры современных педагогов, к которым дети относятся без уважения. Если учесть, что у педагогов отобрали хлыст, и теперь они не могут внушить уважение даже страхом, картина становится совсем безрадостной.

Тем не менее, даже в нынешних потерянных школах и вузах встречаются уважаемые преподаватели, к которым дети относятся с пиететом, которых они любят и слова которых внимательно слушают. В чём же их секрет? Секрета, собственно, нет. Просто уважаемые учителя достаточно смелы, чтобы не врать и не истерить по пустякам, не теряя лицо в дешёвых разборках внутри коллектива.

Позвольте привести пример, из-за которого я и решил написать этот пост. Как известно, у нас новый министр образования, Ливанов. Хороший он или плохой — пока сложно сказать, времени прошло немного. Однако идеи, которые он озвучивает, не вызывают у меня особого отторжения. На днях Ливанов выступал и говорил о зарплатах педагогов. В его цитате министр отметил: «Педагогами невысокого уровня» назвал тех преподавателей вузов, которые зарабатывают до 30 тысяч рублей в месяц. По его словам, столько получают либо специалисты не самого высокого класса, которые соглашаются на такой заработок, либо почасовщики.

Далее один из преподавателей разместила в блоге гневный пост с этой цитатой, выражая недовольство. Она, конечно, была права: неприятно, когда тебя называют педагогом невысокого уровня. На месте министра я бы её понял. Но есть нюанс. Госпожа ne_togo, известная своей борьбой с ювенальной юстицией, которую сложно заподозрить в излишней симпатии к чиновникам, сообщила в комментариях, что она ошиблась. Она привела полную цитату размышлений министра: «Давайте представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя — 20-30 тысяч рублей. Как это назвать?»

Министр предложил несколько версий объяснения этой ситуации. Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за такие деньги. Версия вторая: это преподаватели, подрабатывающие в нескольких вузах. Версия третья: они перекладывают часть расходов на студентов. В любом из случаев такой вуз не может называться эффективно работающим. Я уже упоминал, что в Москве есть вузы, где средняя зарплата преподавателей составляет от 20 до 30 тысяч рублей, что меня возмущает. Так быть не должно. Есть и вузы, находящиеся в аналогичных экономических условиях, где зарплата 50-60 тысяч. Тут важен качественный менеджмент.

Как видите, контекст меняет суть высказывания. Министр фактически говорит, что если педагог получает мало, то, скорее всего, проблема в ректоре, который может быть «громадным вором». Это предположение министра я считаю весьма разумным.

Какой реакции я ждал бы от уважаемого преподавателя? Признать ошибку и извиниться. Это единственный правильный вариант. На деле же произошло что-то иное. Автор поста, старший преподаватель журфака МГУ, попыталась уйти в демагогию, сославшись на свою зарплату в семь тысяч рублей, что на эти «сиротские гроши» люди работают долгие годы. Я прочитал комментарии к пояснению ne_togo и увидел то же самое убожество. Девяносто пять процентов преподавателей оказались банальными трусами, которые боялись признаться в очевидной ошибке. Я представил, как повели бы себя уважаемые учителя в подобной ситуации. Во-первых, осознав свою ошибку, они бы нашли первоисточник и поняли, что их дезинформировали. Во-вторых, они вряд ли унижались бы до уровня «снять портки», «прыщ» и так далее. Есть и другие способы выразить недовольство. В-третьих, критикуя министра, они не боялись бы наехать и на своего ректора, который может причинить им неприятности.

К сожалению, таких учителей становится всё меньше. Кроме того, они не вписываются в «гадюшники» педагогических коллективов и не становятся «своими». Как исправить ситуацию, как сделать так, чтобы уважаемых учителей было не 5%, а хотя бы 50%, я не знаю. Очевидно одно: простое повышение зарплат ничего не даст, так как, по моему мнению, малодушие и лицемерие деньгами не лечатся. Увы.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы