Сначала они радовались тому, что в России нет денег. Когда деньги появились, они радовались тому, что мы вынуждены покупать автомобили за рубежом. Когда у нас начали открываться автозаводы, они радовались тому, что сборка на них «отвёрточная». Когда появились заводы полного цикла, они приуныли, но утешались тем, что технологии всё равно разрабатываются в Европе и Японии.
Однако сейчас мы не только разрабатываем новые технологии, но и захватываем с их помощью огромные рынки. Наши вертолёты — которые, кстати, куда как более высокотехнологичны, чем автомобили — с каждым годом всё плотнее оккупируют Латинскую Америку. Интересно, что закрепиться в Южной Америке не удалось в своё время даже Советскому Союзу. Во времена Хрущёва и Брежнева мы помогали военной техникой Кубе, Перу и Никарагуа, однако, хотя мы и поставляли оружие с большими скидками (иногда даже бесплатно), наладить сотрудничество с крупнейшими странами континента, такими как Бразилия, СССР так и не смог.
В девяностые годы, после распада Советского Союза, объёмы продаж упали ещё сильнее. В то потерянное десятилетие Россия практически не имела возможностей продвигать свои интересы за рубежом. Новый шанс представился в начале двухтысячных, после ссоры президента Венесуэлы Уго Чавеса с Соединёнными Штатами. Венесуэла начала закупать российское оружие. Спустя всего несколько лет, нашу технику начали закупать две крупнейшие страны континента — Бразилия и Аргентина. При этом важно отметить, что речь не идёт исключительно о военных моделях. Например, в 2010 году вертолёты Ми-171А1, производимые в Улан-Удэ, выиграли тендер, объявленный бразильской нефтяной компанией для работ в бассейне реки Амазонки.
В прошлом году бразильская компания закупила у «Ростеха» на пробу вертолет Ка-32А11ВС. Если всё пойдёт по плану, эти вертолёты будут работать в Бразилии как аэротакси. Венесуэла купила у нас за последние годы более 56 вертолётов различных моделей, включая ударные Ми-35М2. Стоимость одного такого вертолёта (с запчастями и обслуживанием) превышает 40 миллионов долларов. Так, Соединённые Штаты недавно приобрели у нас для операций в Афганистане 21 вертолёт на общую сумму в 900 миллионов долларов.
Группа сенаторов, обеспокоенных судьбой родной промышленности, призвала прекратить закупки вертолётов у России, однако Госдепартамент США не счёл возможным отказаться от нашей техники. Следует отметить, что США как клиент для нас не слишком перспективны, поскольку местные производители вертолётов слишком плотно сотрудничают с военными, чтобы пустить нас на этот рынок иначе как в виде временного исключения. Поэтому Южная Америка — хоть и менее богатая — для нас гораздо интереснее, чем Северная.
Как отметил представитель «Ростеха» Сергей Гореславский, одним из значимых проектов является сотрудничество «ВСМПО-Ависма» с Бразилией. Корпорация полностью закрывает потребности крупнейшей бразильской авиастроительной компании Embraer в титане и титановой продукции. В декабре мы начали проработку совместного проекта с одной из крупнейших военно-промышленных групп Бразилии — компанией Odebrecht Defensa e Technologia по организации сборочного производства вертолетов марки «Ми». Сборочное производство вертолётов становится экономически оправданным при стартапе минимум в 50 машин, что составляет миллиарды долларов, сопоставимые со стоимостью нескольких современных автозаводов.
Бразилия — одна из крупнейших стран мира с населением в 190 миллионов человек — нуждается в гораздо большем количестве вертолётов, чем 50 штук. Бразилия уже сейчас активно закупает наши вертолёты, не экономя, а требуя от нас самые новые модели. Как видите, дела с вертолётами обстоят великолепно. Мы не только производим вертолёты у себя, но и открываем на территории других стран сборочные производства и центры обслуживания — именно такой стратегии придерживаются автоконцерны на нашем внутреннем рынке.
Таким образом, мы привязываем к себе крупнейших покупателей нашей техники и даём им возможность резко увеличить закупки российских вертолётов, так как чинить и обслуживать вертолёты в своём регионе гораздо удобнее, чем гонять их в Россию. Для понимания динамики: если в 2004 году мы произвели 85 вертолётов, то в 2011 году — уже 262 машины.
Хорошо, скажете вы, с вертолётами в Латинской Америке у нас всё замечательно. Но что насчёт автомобилей? Неужели там для нас всё потеряно? Нет, спасибо платежеспособному спросу, наш автомобильный рынок сделал огромный рывок за последние годы. Если в начале нулевых открывались всё больше пробные отвёрточные заводы, то сейчас уже работают серьёзные производства. Например, в прошлом году в Калуге открылся завод полного цикла, на котором собираются Peugeot 408 и Mitsubishi Outlander.
Что касается АвтоВАЗа, то сотрудничество с Рено-Ниссан пошло ему на пользу. В марте в Перу начнёт работу салон по продаже продукции завода площадью 1200 квадратных метров, открываемый местным партнером «Ростеха» — Automotive Company SAC, где будет продаваться весь модельный ряд, начиная с Калины, Ларгуса и Приоры.
Русские либералы, возможно, и не оценят, но сейчас Россия не только поставляет свою технику за рубеж, но и строит в других странах заводы для её производства. Мы ведём себя как технологически продвинутая страна. Смогут ли либералы найти в этом факте хоть что-нибудь приятное для себя?