Коллеги, напомните, пожалуйста, почему мы так негативно относимся к российскому автопрому? «Ростех» и Pirelli только что запустили на Воронежском шинном заводе линию по производству автомобильных шин. В проект уже вложено 2 миллиарда рублей, а к 2015 году будет вложено ещё 2 миллиарда. Завод будет полностью переоснащён, и уже в марте начнётся выпуск высококачественных моделей шин Pirelli. Весь персонал при этом будет переобучен: некоторые специалисты пройдут стажировку на заводах в Италии, остальных обучат на месте.
Это не просто скромный «разведочный» заводик на 10 шин в неделю. Общая мощность двух купленных итальянцами заводов — Кировского и Воронежского шинного — составит 10,5 миллионов покрышек в год. Это составляет одну шестую от того, что Pirelli производит на всех своих 22 заводах в 16 странах мира.
Часто слышу пафосные заявления, что приватизация — это распродажа родины. Давайте рассмотрим конкретный пример — Воронежский шинный завод. Он массово задерживал зарплату, отправлял сотрудников в длительные неоплачиваемые отпуска, доходил даже до того, что выдавал зарплату шинами. Ещё в 2008 году завод остановился, а работающим дома платили 2/3 зарплаты, чтобы они не разбежались раньше, чем предприятие закроется. Аналогичные проблемы были и у Кировского шинного завода, который к 2009 году, существующий с 1942 года, уже находился на грани банкротства и был под внешним управлением. В 2011 году на этом заводе средняя зарплата составляла 10-11 тысяч рублей.
Что изменилось с приходом итальянцев? Завод был оснащён новым оборудованием, итальянцы начали масштабную программу по переобучению персонала, обучая некоторых на месте, а других отправляя учиться в Италию. Была проведена работа с долгами завода, а средняя зарплата уже выросла вдвое и продолжает расти. Хотя заводы будут принадлежать итальянцам, они останутся физически на нашей территории, вместе с квалифицированным рабочим контингентом и успешно освоенными итальянскими технологиями. Они будут работать в России и платить налоги здесь. Как же в этой ситуации может происходить «распродажа родины»? Итальянцы что, перевезут заводские корпуса на дирижаблях в Италию? Это же нелепо. В Европу мы, если что, повезём покрышки, и значительная часть из них будет именно экспортирована.
Вложения итальянцев в покупку заводов составляют 222 миллиона евро, что подтверждает их серьёзные намерения. А так как шины невозможно производить методом «отвёрточной сборки», получившийся продукт будет полностью российским.
Так почему же мы не любим наш автопром? Он развивается стремительными темпами, в 2012 году было продано рекордные 2,9 миллиона автомобилей. Постоянно открываются новые заводы и модернизируются старые. Например, французы, приведённые Ростехом, активно работают над обновлением АвтоВАЗа, где сейчас начинается серийное производство Nissan Almera. Спасибо Путину, что, в отличие от многих «цивилизованных» стран, у нас развивается не только сборка автомобилей, но и производство запчастей к ним. Концерн Volkswagen довёл процент локализации на своём заводе в Калуге до 50% и строит там же завод по производству двигателей. Петербургские автозаводы (Toyota, Ford, Hyundai и другие) выпустили в 2012 году почти 400 тысяч автомобилей и планируют увеличить производство ещё на 5% в 2013 году.
На мой взгляд, дела обстоят весьма неплохо. Однако регулярно сталкиваюсь с достаточно адекватными людьми, которые заявляют, что «наши автомобили — это позор». Когда я прошу обосновать свою точку зрения, обычно получаю ответ, что российским может считаться только автомобиль, спроектированный российскими инженерами с нуля, или же, что если я считаю Ладу Приору нормальной машиной, то обязан немедленно её купить.
Я понимаю арабских шейхов, которые покупают все машины, которые им нравятся. Наверняка, если бы у меня были лишние десятки миллионов долларов, я бы купил все машины, которые считаю достойными. Но ненавидящие российский автопром люди требуют, чтобы я ездил на всех одновременно!
Серьёзно, какие причины у нас остались в 2012 году с презрением относиться к российскому автопрому? Наш автопром выпустил в 2012 году два миллиона автомобилей — это не только рекорд, но и четвёртое место в Европе. В отличие от европейских заводов, наши не испытывают финансовых трудностей и собираются в 2013 году наращивать мощности. Можно, конечно, сказать, что это всё ерунда и не достижения. Подумаешь, почти удвоили объёмы выпуска с 2000 года, ничего тут такого нет… Но даже если взглянуть с точки зрения завистливого иностранца, какие у нас сегодня остались разумные причины критиковать российский автопром? Назовите хотя бы одну.