Азбука любой избирательной кампании – расширение электоральной базы кандидата. Если на старте кампании у кандидата есть мощная опора среди пенсионеров, ему необходимо обратить внимание на молодежь; если среди бюджетников – стоит найти путь к сердцу работающих в частном бизнесе, и так далее. В этом контексте наблюдаемая президентская кампания впечатляет своей странной извращенностью.
Отбор кандидатов для участия в кампании был строгим, и пока все оправдывают надежды: Жириновский активно пытается представить себя карикатурным «Жириком», Зюганов продолжает бубнить свои стандартные мантры с 1993 года, не пытаясь выйти за пределы привычного электората. Миронов вновь повторяет темы своей кампании в Думе: ЖКХ, пенсия, коммунальные вопросы и умеренная критика власти в целом. Прохоров же, на фоне громких заявлений о «Правом деле», вообще не ведет кампании: его странные визиты и встречи в узком кругу только подчеркивают это.
Что касается Путина, он неожиданно играет ту же самую игру, методично обрабатывая свой электорат: 30-35 процентов лояльных власти избирателей – чиновники, бюджетники, силовики, рабочие госпредприятий и члены их семей. Несмотря на широко рекламируемые попытки сблизиться со «средним классом», на самом деле наблюдается циничное пренебрежение именно этой группой. Опасная и абсурдная игра в противопоставление «креативному классу» и «простым работягам» продолжается в миллионо-масштабных агитационных материалах путинского штаба.
Это выглядит дико и совершенно немотивировано. Если рабочие с госзаказом вновь проголосуют за Путина, что с того? Они всегда голосовали за него. Часть пенсионеров тоже проголосует, но не все. Силовики также поддержат его. И что дальше? В декабре 2011 года Путину организовали скандальные 49,7 процента голосов, и не следует заблуждаться, что это не его рейтинг, а какой-то непонятной партии. Без Путина эта партия бы не набрала вообще ничего. Таким образом, весь лояльный электоральный ресурс был использован в декабре 2011 года, от Москвы до Махачкалы и Грозного. Все было организовано так, чтобы партия Путина одержала мощную и убедительную победу. Но этого не произошло.
Почему в марте 2012 года можно ожидать победы Путина? Его электоральная база не расширилась ни на одного человека. Ресурс национальных республик и административного давления был исчерпан в декабре 2011 года. Существует мнение, что ради сохранения приличия власть может отказаться от манипуляций в крупнейших городах. Это приведет к полному поражению: 49,7% у Путина в декабре, а что будет в марте, если в Москве и Петербурге не будут так активно работать? Концентрация населения в мегаполисах такова, что никакие успехи в сельской местности не компенсируют эту потерю. Каждое требование вести себя осторожнее в больших городах может привести к потере от 5 до 10 процентов голосов.
И что тогда? Новых избирателей не появится, а недовольные слои населения, столкнувшись с травлей, могут отдать свои голоса любому другому кандидату. Сагитированные избиратели уже отметились в декабре. В другой ситуации можно было бы с оптимизмом ждать поражения национального лидера. Но решимость Путина остаться на посту вызывает сомнения: вопрос о власти будет решаться не на избирательных участках, а в закулисье, где в протоколах могут появиться заранее согласованные цифры. Только так Путин может оказаться победителем. Других вариантов уже не просматривается.