Три года назад, 27 января 2010 года, в России произошли первые столкновения на религиозной почве после избрания патриарха Кирилла (Гундяева). В этот день в Благовещенске собралась специальная епархиальная комиссия для рассмотрения жалоб на священника Владимира Короткова, который был вызван для участия в заседании. По словам иеромонаха Павла (Абалакова), «иерей Владимир Коротков уверенно заявлял с церковного амвона, что святейший патриарх Кирилл — еретик и миллиардер, неправильно наживший богатство». Однако большинство федеральных СМИ проигнорировали тот факт, что отец Владимир Коротков являлся образованным священником, активно занимающимся миссионерской деятельностью.
Во время его отсутствия иеромонах Павел пытался попасть в Свято-Никольский храм города Зеи с указанием правящего архиерея от 27.01.2010 года, требуя от присутствующих женщин сдать ключи от церкви. Получив отказ, он сумел попасть в алтарь лишь с трудом, преодолев сопротивление монахини, охранявшей вход. В это время немногочисленные прихожане храма начали бить в набат, призывая к защите святыни, которую, по их мнению, пытались забрать. Павел, находясь в алтаре, утверждал, что его целью было навести церковный порядок. Тем не менее, разъяренные прихожане вызвали милицию и потребовали вернуть всё на место, имея в виду антиминс, который был снят с престола и спрятан отцом Павлом под одеждой. Прибывшая полиция буквально спасла иеромонаха, который уже не раз был на земле, и доставила его в отделение вместе с помощниками.
Напомним, что в феврале 2007 года большой популярностью в Русской Православной Церкви (РПЦ) пользовался епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), который обличал священноначалие за нарушения канонов Православной Церкви и подвергал резкой критике режим Владимира Путина, называя его антинародным. Вскоре стало известно, что по инициативе митрополита Климента спецслужбы начали собирать информацию и компромат на Диомида с целью подвести его под статью 282 УК РФ, которая прославилась своей русофобией.
В своем заявлении в Церковный суд епископ Диомид указал, что митрополит Кирилл сознательно вводил в заблуждение и клеветал на него, используя средства массовой информации. Спустя некоторое время он предал анафеме патриарха Алексия II и митрополитов Кирилла и Филарета, объявив их еретиками.
Спустя год, в апреле 2011 года, трое клириков Ижевской и Удмуртской епархии также выступили с открытым обращением к патриарху Кириллу, требуя от него принести покаяние за ряд тяжких грехов. Они заявили, что «не может быть нашим отцом тот, кто попирает каноны Церкви». В документе, подписанном уважаемыми священниками, говорилось о прекращении поминовения патриарха за богослужением.
Среди тех, кто выступил против патриарха Кирилла, были и известные клирики Ижевской епархии. В сентябре 2012 года Тамбовская епархия предала анафеме диакона Сергея Баранова, который поддержал участниц панк-группы Pussy Riot, обличавших патриарха в сотрудничестве с властью. В начале 2013 года о. Дмитрий Свердлов был запрещен в служении на пять лет за попытку противодействовать фальсификациям на выборах.
Таким образом, первые протесты против нового патриарха Кирилла возникли преимущественно внутри церкви, а не в обществе. Движение «непоминающих» началось давно и не является чем-то необычным, оно включает имена известных священнослужителей. Лишь с избранием патриарха Алексия I в 1945 году «непоминающие» стали массово присоединяться к Московскому Патриархату, чтобы не оказаться в числе раскольников.
Тем не менее, патриарх Кирилл, 3 апреля 2012 года, на заседании Высшего церковного совета, заявил, что «против Русской Православной Церкви развернута информационная кампания». Он подчеркнул, что церковь не должна уподобляться тем, кто лжет и клевещет. Однако журналисты телеканала «Дождь» выяснили, что во время выборов патриарха, команды митрополитов Климента и Кирилла активно использовали информационные войны, включая компромат.
В итоге, в этой «войне компроматов» всплыл один из самых громких скандалов, связанный с беспошлинным ввозом табака и алкоголя, на что РПЦ получила разрешение в 1990-е годы. В СМИ были обвинения в адрес митрополита Кирилла в склонности к коммерции, в ответ на что его команда представила документы, показывающие, что ответственность за льготные акцизы лежит на митрополите Клименте.
Этот случай стал одним из немногих примеров информационной открытости Русской Православной Церкви, которая обычно предпочитает действовать в рамках привычной политической стратегии. В стоп-листах федеральных СМИ, по признанию журналистов, оказывались несистемные оппозиционеры Церкви. Участь многих священников, отказавшихся подчиниться Московскому Патриархату, оказалась аналогичной судьбе известных политиков-оппозиционеров.