Патриарх Кирилл отказал в исцелении покалеченным образам

22 апреля 2012 года в ответ на личное оскорбление патриарха Кирилла участницами панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя предстоятель РПЦ провел в главном кафедральном соборе молебен «в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени». Как известно, патриарх Кирилл обвинил девушек из панк-группы в том, что они нанесли оскорбление не ему лично, а «осквернили святыню – частицу Ризы Господней», которая с 2007 года пребывает в храме Христа Спасителя. Об этом глава Московского Патриархата заявил 24 марта 2012 года в своей проповеди в храме в честь Положения честной Ризы Господней в Москве.

Через день председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда в интервью порталу «Интерфакс-Религия» распространил заявление о том, что «кощунственная акция прошла как раз в непосредственной близости от частицы этой святыни». А уже 3 апреля 2012 года в Храме Христа Спасителя Высший Церковный Совет РПЦ выступил с обращением, в котором обвинил «группу лиц в богохульстве 21 февраля на амвоне в непосредственной близости от святого алтаря, частиц Ризы Господа нашего Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы, мощей великих святых».

Для полноты картины в один ряд с «панк-молебном» был поставлен типичный случай «весеннего обострения». 6 марта 2012 года в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге психически нездоровый мужчина топором нанес удары по 30 иконам, «представляющим большую духовную, историческую и художественную ценность», как было подчеркнуто в обращении ВЦС. По информации следствия, иконы, среди которых есть редчайшие экспонаты 17 века, порубил «больной человек, который ранее уже лечился».

Спрашивается, почему в таком случае Высший Церковный Совет РПЦ не упомянул в своем официальном обращении перформанс «Юный безбожник» Авдея Тер-Оганьяна, который на выставке «ART-MANEGE 98» в московском Манеже 4 декабря 1998 года, на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, разрубил топором православные иконы в рамках художественного проекта «Исследование радикальной структуры российского общества», финансированного Фондом Сороса? Помнится, тогда Церковь не сделала ни одного официального заявления по факту публичного кощунства в центре Москвы, а дело ограничилось лишь письмом патриарха Алексия II к Юрию Лужкову, в котором он потребовал от мэра сделать все возможное, чтобы участники кощунственной акции в Манеже «в соответствии с законом понесли наказание, а верующим Москвы была бы гарантирована защита от подобного оскорбления их религиозных чувств».

Вслед за этим Хамовнический межрайонный прокурор Москвы возбудил в отношении Тер-Оганьяна уголовное дело по ст. 282 ч.1 УК РФ. Судя по тому, что на молебен «в защиту поруганных святынь» у храма Христа Спасителя был принесен Казанский образ Божией Матери из церкви Георгия Победоносца Великого Устюга, простреленный пулями в начале 20-х годов XX века, ВЦС РПЦ решил напомнить пастве о большевистских гонениях на Церковь, приравняв к ним широко распространившуюся в те дни персональную критику патриарха Кирилла за «нанопыль».

Нравственность подобных сравнений пусть останется на совести «ближнего круга» патриарха Кирилла, составляющего ВЦС РПЦ. Однако нашим вниманием привлекло заявление предстоятеля РПЦ после молебна 22 апреля, который благословил никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать порушенные иконы: «пусть эти знаки напоминают о борьбе с самим собой». Спрашивается, неужели патриарх Кирилл не знает истории Церкви, когда после гонений иконоборцев по всей Византийской империи поруганные ими святыни были восстановлены?

После того, как в Марселе в 598 году епископ Серен уничтожил в церкви иконы, папа римский Григорий Великий потребовал от него восстановить все иконы, поскольку они служат простым людям вместо книги. Сразу после собора 843 года в Константинополе, утвердившего иконопочитание, был восстановлен чтимый образ Спасителя, снесенный при императоре-иконоборце Льве III Исавре. Этот оскверненный образ восстановил святой Лазарь-иконописец, которому иконоборцы во время пыток сожгли раскаленными металлическими листами руки. После победы над иконоборцами в Византии были восстановлены мозаика в Успенском соборе в Никее, мозаика в апсиде константинопольской Святой Софии и другие святыни.

Да и сам патриарх Кирилл еще два года назад благословил восстановить надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля, чудесно обретенные спустя десятки лет после того, как они были тайно замурованы при Сталине. Так отчего же так резко поменялась позиция патриарха Кирилла, что он отказал в исцелении покалеченным образам?

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы