Режиссер — Карло Ванцина. В ролях — Энрико Бриньяно, Тоска Д’Аквино, Анна Фольетта, Алессандро Гассман, Вероника Логан, Тереза Маннино, Вирджиния Марсан, Рикки Мемфис, Габриэлла Пессион, Паоло Руффини, Винченцо Салемме, Наташа Стефаненко, Лиз Солари. Италия, 2011, 95 мин. Рейтинг на IMDB: 5,4. Мой рейтинг: 6,8.
Милая, чисто итальянская комедия. Отзыв кота Бублика:
Ой! Так он все-таки не stronzo!
Озарение Сандры. Несколько персонажей, некоторые из которых так или иначе связаны между собой. Бывший фармацевт Антонио Скьявоне (Винченцо Салемме) под напором своей жены Нунции (Тоска Д’Аквино) стал депутатом Европарламента и теперь отправляется в Брюссель заниматься политикой. В дороге он знакомится с Ольгой (Наташа Стефаненко) — премьер-министром республики Балтия, и у них начинается страстный, хотя и совершенно безнадежный роман.
Большой шалун Марко (Энрико Бриньяно) через семь лет помолвки все-таки женился на Флориане (Тереза Маннино), с которой они вместе работают в банке. Однако буквально на следующий день после свадьбы Марко встретил Консуэлу (Лиз Солари), с которой у него когда-то начинался роман, и теперь Марко разрывается между Флорианой и Консуэлой.
Фабио (Рикки Мемфис) находится в отчаянии: подруга бросила его, сообщив об этом через SMS. Фабио уже хочет наложить на себя руки, но попадает на прием к психоаналитику, и тот ему помогает прийти в чувство. Как-то раз случается так, что пришедшая к психоаналитику Валентина (Габриэлла Пессион) принимает Фабио за врача и начинает делиться с ним своими проблемами: её бросил друг, сообщив об этом через SMS. И находит у Фабио полное взаимопонимание.
Успешный адвокат Сандра (Анна Фольетта) случайно сталкивается на улице с разводящимся Массимо (Алессандро Гассман), и они серьезно скандалят. Однако позже у Сандры с Массимо возникает роман. Друг Фабио по имени Паоло (Паоло Руффини) обладает способностью рассмешить любую девушку, в результате чего он их с легкостью «клеит». Но при этом нередко попадает во всякие щекотливые ситуации.
Я на этот фильм вышел совершенно случайно. Кто-то прислал ссылочку на забавный ролик, который смотрелся как отдельный скетч. Однако выяснилось, что это целый фильм режиссера Карло Ванцины под названием Ex: Amici come prima, дословно «Бывшие: лучшие друзья». На торрент-трекере обнаружилась копия на итальянском с русскими субтитрами, и я этот фильм в таком виде и посмотрел.
Оказалось, что это милая, легкая и забавная комедия. Я и решил написать на неё рецензию, чтобы о ней у нас хоть кто-то узнал: судя по всему, её почти никто из российских зрителей не видел. Главная прелесть фильма заключается в том, что это именно итальянская комедия, снятая в стиле старых итальянских комедий. Поэтому картина кипит взрывными эмоциями, неистовой жестикуляцией, криками и воплями, бурными чувствами и неистребимой романтикой.
Режиссер Карло Ванцина довольно искусно смешивает чистую комедию с тонкой лирикой. Если взаимоотношения Антонио с Ольгой поначалу выглядят как комедия положений, особенно в сцене в отеле Брюсселя с русской проституткой, то дальше в этой истории всё больше проявляется серьезный тон. Да, вот так случилось, два состоящих в браке человека случайно встретились и полюбили друг друга. Их роман обречен, они это знают — и тем не менее не сдаются.
Кстати, Ольгу сыграла русская модель и актриса Наташа Стефаненко, родившаяся в Свердловске-45. Она уехала в Италию и теперь замужем за итальянцем. В фильме она играет премьер-министра некоей республики Балтия и, как сказали знакомые литовцы, почти идеально говорит на литовском.
Винченцо Салемме отлично сыграл Антонио — в стиле Альберто Сорди. Антонио — маленький, взрывной, бешено жестикулирующий, но при этом искренний и романтичный. Рядом с Ольгой, в которой 1,84 метра роста, Антонио смотрится забавно, но вовсе не выглядит жалким. Эпизод, в котором он переругивался с охранниками премьер-министра, — уморительно смешной.
Актер Энрико Бриньяно, сыгравший Марко, очень похож на любимого американского актера Джона Ловитца. Такой же толстенький, немного несуразный, но одновременно обаятельный. Вместе с экзальтированной Флорианой они составляли невероятно прикольную парочку.
Адвокат Сандра и Массимо — вариант «от ненависти до любви — один шаг», и сцены с ними чем-то напомнили персонажей, сыгранных Джулией Робертс и Тимом Роббинсом в прекрасном олтмановском фильме «Высокая мода». Но там — американцы, а здесь — итальянцы со всеми вытекающими много раз повторенными STRONZO!
Смонтировано это всё в очень грамотных пропорциях. Несмотря на то что тут вроде как идут пять совершенно различных историй, Ванцина нарезает их небольшими кусочками, что придает картине отличную динамику. И, несмотря на немаленькое количество действующих лиц, ты не теряешь нити повествования и не путаешь, кто чей друг, жена, любовница или адвокат.
Это также помогает удерживать внимание, когда появляются не особенно нравящиеся тебе персонажи. Например, сюжет с Фабио и Валентиной не слишком зацепил, но каждый раз, когда они появлялись, я знал, что скоро вернутся Антонио с Ольгой, или Марко с Флорианой, или Сандра с Массимо.
Кстати, не очень понятно, почему режиссер дал картине именно такое название. Тема бывших тут вовсю присутствует и изрядно педалируется, однако ни в одной из миниатюр бывшие не являются лучшими друзьями. Наоборот, они конкретно являются stronzo и stronza! Но, бог с ним, с названием, главное то, что фильм получился реально очень удачным.
Я его смотрел на итальянском с русскими субтитрами (его также можно найти с русским войсовером, но это убьет две трети прелести картины) и совершенно неожиданно для себя вдруг выяснил, что понимаю примерно две трети из того, что они говорят: итальянский с испанским — очень близкие языки. Я понимаю, что этим открыл Америку вместе с третьим Римом, но тем не менее. («Латынь, бл#»! — как говорит мой преподаватель испанского.)
В общем, настоятельно рекомендую всем, кто любит чисто итальянские комедии. Здесь и фильм очень веселый, легкий и светлый, и итальянского колорита столько, что его можно даже консервировать, чтобы потом добавлять по чуть-чуть в другие комедии, в которых не хватает эмоций.
Ссылки по теме: