«En+ Group»: Поможет ли «зеленое» финансирование промышленным компаниям?

В 2019 году промышленно-развитые страны активизировали свои усилия в «зеленой» гонке. Международная экологическая повестка нацелена на стимулирование инвестиций в снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов. Основное внимание уделяется экономическим стимулам и доступности финансирования, получившему название «зеленое». Примечательно, что рынок «зеленых» финансов изначально формировался благодаря рыночным факторам, возникшему интересу инвесторов к экологически значимым проектам, что, в свою очередь, побуждало бизнес пересматривать свою стратегию. Конкуренция за финансирование теперь включает и экологический аспект. С тех пор рынок «зеленых» финансов значительно расширился. Так, если в 2015 году объем выпуска «зеленых» облигаций в мире составил примерно 36 млрд долларов, то в 2020 году он уже достиг 250 млрд долларов. В первой половине 2021 года было выпущено 236 млрд долларов.

Появляются новые форматы «зеленого» финансирования, и давно стало нормой, что в крупных фондах и международных банках значительная часть средств резервируется для «зеленых» проектов, что исключает возможность расходования на иные цели. На российском рынке «зеленый» запрос со стороны инвесторов пока только формируется, что не способствует активному развитию рынка «зеленых» долговых инструментов. В этой ситуации государство должно взять на себя ведущую роль, совершенствуя законодательную базу для развития рынка капитала и разрабатывая меры финансовой поддержки для компаний, внедряющих современные технологии, стремящиеся к нулевым выбросам парниковых газов.

Мы внимательно следим за этими процессами. В январе 2021 года En+ Group первой в стране объявила о намерении достичь нулевого баланса выбросов к 2050 году и сократить выбросы парниковых газов как минимум на 35% к 2030 году по сравнению с базовым уровнем 2018 года. На первый взгляд, можно было бы ожидать получение мер поддержки. Однако ситуация намного сложнее. Из существующих мер поддержки можно выделить лишь субсидирование процентов по «зеленым» кредитам и облигациям в рамках Постановления Правительства № 541 от 30 апреля 2019 года. Согласно этому постановлению государство компенсирует компаниям, привлекшим «зеленое» заемное финансирование, от 60% до 90% процентных платежей. Тем не менее, проект должен пройти сложную процедуру отбора, запущенную только в июле этого года. В результате, за полтора года с момента принятия Постановления, ни одна компания не получила субсидию.

Развитие рынка «зеленого» финансирования имеет более обнадеживающие перспективы. В августе 2019 года на Московской бирже был создан Сектор устойчивого развития, который включает облигации, соответствующие установленным критериям. Эти критерии следуют международным стандартам «зеленых» облигаций, а биржа выступает в качестве верификатора. Однако, из-за отсутствия значительного числа «зеленых» инвесторов объемы операций в этом секторе остаются скромными. В сектор включены «зеленые» облигации всего шести российских эмитентов на общую сумму около 100 млрд рублей, из которых 70 млрд рублей составляют облигации Правительства Москвы и 10 млрд рублей — АО «Атомэнергопром». Таким образом, это преимущественно квази-суверенные эмитенты.

Некоторые российские заемщики, не дожидаясь становления инфраструктуры рынка капитала, уже привлекают «зеленое» финансирование на международном уровне. РУСАЛ стал одним из первых, кто привлек «зеленый» синдицированный кредит, поставив целью снижение уровня выбросов парниковых газов в течение пяти лет. Финансовая мотивация в этом случае связана с величиной маржи по кредиту, которая изменяется в зависимости от достижения целевых показателей. Также мы интересуемся «зелеными» облигациями и планируем выйти на рынок с подобным инструментом, хотя впереди нас ждут еще множество вопросов.

В заключение, для развития российского рынка «зеленых» облигаций необходимо активное участие государства. Оно должно происходить сразу по нескольким направлениям:

  • Развитие рынка капитала в целом, формирование класса долгосрочных инвесторов с источниками фондирования, готовых вкладывать средства в проекты с долгосрочными сроками возврата.
  • Создание класса «ответственных» инвесторов среди долгосрочных инвесторов, ориентированных на «зеленые» проекты. На начальном этапе эту роль могли бы взять на себя госкорпорации и банки.
  • Формирование понятных критериев и стандартов «зелености», способных обеспечить эффективное взаимодействие между инвестиционным сообществом и эмитентами.

В этом направлении уже наблюдаются некоторые подвижки, например, ВЭБ.РФ выступает в качестве «методологического центра» по вопросам развития рынка «зеленых» облигаций, опираясь на международную практику, подготовил ключевые документы, такие как Таксономия «зеленых» проектов и методические указания по верификации проектов.

И, наконец, важной составляющей является финансовая поддержка «зеленых» эмитентов через механизм субсидирования, что могло бы частично компенсировать потери промышленности от введенной до 31 декабря 2021 года госпошлины на экспорт черных и цветных металлов. Ожидается, что около 110 млрд рублей потеряют экспортеры черных металлов, а производители цветных металлов — примерно 50 млрд рублей. По предварительным оценкам, это приведет к снижению поступлений налога на прибыль в бюджеты регионов на 45-55 млрд рублей, а в федеральный бюджет — на 13-16 млрд рублей.

Помимо зеленых облигаций, существуют социальные облигации, устойчивые облигации, облигации с привязкой к показателям устойчивости и переходные облигации. Все они в совокупности относятся к категории Sustainable Bonds. Объем всех подобных выпусков в первой половине 2021 года составит, по различным оценкам, от 500 до 680 млрд долларов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы