Эмилия Деменцова: Розарий по Богомолову, или как Равенну «достоело». Пасхальный рассказ.

«Ты, как младенец, спишь, Равенна, / У сонной вечности в руках», — так писал Александр Блок. И время от времени Равенна просыпается, привлекая внимание далеко за пределами Италии. На этот раз город содрогнулся от спектакля Константина Богомолова «Преступление и наказание», который на Пасху отправился в турне по итальянским городам. В итальянской прессе его уже окрестили «богохульством», «порно» и «осквернением», и сравнения с Триером и Кастеллуччи, которыми награждают режиссера, не кажутся комплиментом.

Не утихли еще споры в Москве вокруг спектакля «Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. А.П. Чехова, который, согласно недавнему судебному решению, не оскорбляет чувства верующих. В Равенне же конфликт разгорелся вновь, но уже с участием католиков, которые возмутились использованием символа распятия в виде бесполого манекена, прибитого к кресту в интерпретации Богомолова.

Напомним, что в «Идеальном муже. Комедии» наиболее остро восприняли эпизод с полуобнаженной актрисой, расправляющей руки и напоминающей распятие. Хотя, рассматривая эту сцену в контексте спектакля как целостного произведения, можно утверждать, что образ символизировал душу убитого художника из уайльдовского «Портрета Дориана Грея». Тем не менее, непонятно, чем именно оскорбителен этот символ, поскольку аргументы против него отсутствуют. Обвинения же звучат с разных сторон.

В «Преступлении и наказании» аналогичный фрагмент обретает совершенно иной смысл. Директор театра Эмилии-Романьи Клаудио Лонги, отмечая, что не будет углубляться в эстетические тонкости спектакля, предполагает, что «распятие можно рассматривать как якорь спасения или как свидетельство страданий религии от развращенного человечества». Однако, чтобы воспринимать это, нужно желать и иметь возможность докопаться до сути. Проще оскорбиться.

Верующие, возмущенные спектаклем, не стали действовать, как их православные «соседи по несчастью», которые подбрасывали свиную голову на ступени театра или обращались в суд. Вместо этого тридцать-сорок человек собрались у Театра Алигьери, читая молитвы и раздавая листовки с предупреждением: «Вы уверены в том, что увидите? Мы собираемся в молитве перед театром для священного розария, протестуя против присутствия распятого Христа на сцене. Остановитесь и будьте с нами!». При этом текст пьесы в спектакле не переписан, а переосмыслен, что добавляет contemporary нотку к классической истории.

Спектакль затрагивает актуальные темы: от злоупотреблений властью и потребительства до педофилии и подавленной сексуальности, считая это причинной общей агрессии. Здесь Раскольников – африканский мигрант, а Порфирий Петрович безнадежно больной и влюбленный в преступника. Интересных деталей предостаточно, но их выхватывание из единого замысла Бога-режиссера может исказить восприятие спектакля.

До Равенны спектакль уже побывал в Болонье, Модене и Генуе, где возмущения не возникло. Но в Равенне он вызвал бурную реакцию и полемику в СМИ, которые обсуждали его не в разделе «Культура», а в «Политика». Общество встрепенулось, возникли вопросы о давлении католической церкви, цензуре и культурном финансировании.

Первый протест против спектакля организовала партия «Popolo della Famiglia», возникшая всего два года назад, которая на недавних выборах в Равенне завоевала 1100 голосов. Марчелло Фаустино, один из представителей этой партии, обвинил Богомолова в «бессмысленном эстетическом умерщвлении образа Христа», заявляя, что это унижает христианскую веру.

Журналист Симон Ортолани также высказал свое мнение в Facebook, отметив, что спектакль оскорбляет честь Иисуса Христа и призывая к протесту против финансирования «недостойных инициатив». Однако протестующие проявили себя иначе: они не вырывали билеты и не поднимали шум, а просто молились у театра. Большинство их не видели спектакль, но слышали о нем и читали отзывы.

На сцене театра спектакль обрел жизнь, поднимался занавес и дарил зрителям интересные истории, в то время как снаружи царило молчаливое возмущение. Недовольные стояли с четками, раздавали листовки и обсуждали с прохожими. Некоторые из зрителей даже фотографировали протестующих, пока двери театра закрывались за их спинами.

Поддержала протестующих организация «Lista per Ravenna», действующая с 1997 года при муниципалитете. Лидер организации Альваро Анчиси стал критиком спектакля, хотя сам его не смотрел. Он поднимал вопросы о том, кто платит за подобное искусство и как это соотносится с нормами добрых нравов.

Анчиси предложил муниципалитету Равенны задуматься о создании руководящих принципов, чтобы в будущем защитить граждан от использования их средств для постановок, которых они могут не одобрять. Он заключил, что действующая система не учитывает чувствительность каждого сегмента населения.

Журналисты обратились за разъяснениями к Клаудио Лонги, директору театра Эмилии-Романьи. Он отметил, что спектакль полностью соответствует традициям ERT, направленным на отражение различных точек зрения, существующих в современном мире. «Даже произведения Флобера и Уайльда, которые мы сегодня называем гениальными, долго вызывали споры и недовольство», — добавил он.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы