Жители России вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) оплачивают из своих карманов. В то время как в Израиле эту услугу финансирует местный бюджет. В Израиле ЖКХ воспринимается как часть жизнеобеспечения населения, тогда как в России – это бизнес.
Продолжая разговор о бытовом мусоре, стоит вспомнить Федеральный закон 210. Согласно этому закону, захоронение ТБО является коммунальной услугой, и тарифы на эту услугу должны регулироваться государством. Однако, следует ограничить перечень поставщиков коммунальных услуг естественными монополиями, формирующими коммунальный комплекс.
Почему законодатель включил захоронение ТБО в перечень коммунальных услуг? Возможно, потому что предприятия, занимающиеся приемкой ТБО, считаются естественными монополиями, но это не так. В крупных городах, таких как Казань, действуют несколько предприятий с полигонами ТБО. Выходит, монополии здесь нет? В таком случае, с какой стати тарифицировать услуги?
Что касается вывоза ТБО, то в Татарстане собственники помещений оплачивают эту услугу не исходя из количества мусорящих граждан, как логично предполагать, а в зависимости от площади принадлежащих им помещений. Это предписано законом. Однако перевозчики могут отправлять ТБО либо на специальные полигоны, либо на мусороперерабатывающие предприятия, но не на свалки. Тем не менее, Казань на протяжении многих лет сбрасывает основную массу ТБО на городскую свалку, что наносит ущерб здоровью населения и ухудшает экологическую ситуацию. Это приносит выгоду бизнесу, но какая цена за это?
СМИ уже поднимали вопрос о коррупционном скандале в Поволжье, связанном с обращением ТБО. Борьба с коррупцией необходима, но этого недостаточно. Чтобы исключить коррупцию в этой сфере, необходимо оптимизировать процессы. Управляющие организации должны заключать контракты на сбор и вывоз ТБО с перевозчиками, а перевозчики, в свою очередь, должны заключать контракты на прием ТБО с владельцами полигонов и/или мусороперерабатывающих заводов.
Технологически обращение ТБО происходит в два этапа: сбор и вывоз, а затем утилизация и переработка. Учет объема производимого бытового мусора затруднен. Возможно, стоит перенять опыт Израиля и возложить ответственность за чистоту дворов на органы местного самоуправления.
Переработка и утилизация требуют серьезных капиталовложений. Если предприятия готовы инвестировать средства, их нужно поддерживать. Местным и государственным органам следует запретить вмешиваться в «мусорный» бизнес, если участники не нарушают закон. Необходимо создать все условия для превращения сферы обращения ТБО в зону, свободную от коррупции. Начать можно с Казани.