Содержание дома, а значит, и его ремонт – это святая обязанность собственника. Но если с частными домами все более или менее ясно, то с многоквартирными домами, ранее относившимися к общенародной собственности, ясности куда как меньше…
По данным Верховного совета РФ, собственниками таких домов стали муниципалитеты. В соответствии с постановлением от 27 декабря 1991 года N 3020-1, Верховный совет передал им нежилой фонд, жилищный фонд и инженерные коммуникации. Все это по сей день остается в муниципальной собственности, за исключением отдельных квартир, переданных гражданам в ходе приватизации.
Что касается так называемого общего имущества, то его можно признать общим лишь в том смысле, что оно принадлежит муниципальным образованиям. Если верить декларациям законодателя, например, ст. 36 ЖК РФ, общее имущество принадлежит собственникам помещений в многоквартирных домах. Однако имущество – вещь, не менее упрямая, чем факты. Оно не меняет владельца просто в силу декларации. Для передать имущество от одного собственника к другому требуется заключить и зарегистрировать соответствующий договор, в котором прописываются условия сделки.
Весь фокус в том, что Государственная Дума 8 июня рассмотрела законопроект о внесении изменений в Жилищный Кодекс, согласно которому должны быть созданы региональные системы капитальных ремонтов. ГД РФ нашла причины, чтобы переложить бремя содержания многоквартирных домов на плечи собственников помещений. Как отметила первый заместитель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, плата за капитальный ремонт должна побудить собственников сначала заинтересоваться, куда идут их платежи, а затем потребовать от управляющей организации ответственного подрядчика для проведения капитального ремонта.
Государственная Дума, обеспечивая интересы государства, зависит от президента, но не от общества, которое, впрочем, не возмущается тем, что российское государство вмешивается в дела муниципалитетов. Оно пытается освободить органы местного самоуправления от их прямой обязанности по жизнеобеспечению населения, нарушая Основной закон – Конституцию Российской Федерации.
Согласно ст. 131 Конституции, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Очевидно, что вопросы жизнеобеспечения населения, такие как жилье, здравоохранение и общественный транспорт, относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Так, действительно, нужно ли доказывать, что врачи, учителя, полицейские, пенсионеры и прочие граждане не могут и не должны нести ответственность за состояние многоквартирных домов?
