112 Конгресс Соединенных Штатов Америки на второй сессии начал свою работу в Вашингтоне, во вторник, третьего января 2012 года.
Раздел IV: Закон о верховенстве закона и ответственности имени Сергея Магнитского, 2012 год
Пункт 402. Полученные данные; значение с точки зрения Конгресса
(а) Полученные данные. Конгресс обнаружил следующее:
(1) Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основываясь на уважении прав человека и верховенства закона. Они поддерживают население России в его усилиях реализовать полный экономический потенциал и продвигать демократию, права человека и верховенство закона.
(2) Российская Федерация:
- (А) является членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Международного валютного фонда;
- (В) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство методов обращения и наказания, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Антикоррупционную конвенцию ООН;
- (С) связана правовыми обязательствами, установленными в Европейской конвенции по правам человека.
(3) Государства добровольно обязывают себя соблюдать международные соглашения и конвенции, что является необходимым для поддержания стабильности международных норм.
(4) Эффективное управление и антикоррупционные инициативы являются ключевыми для защиты прав человека и достижения значительного экономического роста, что приносит пользу как гражданам России, так и международному сообществу через создание открытых и прозрачных рынков.
(5) Системная коррупция подрывает доверие к демократическим институтам, верховенству закона и защите прав человека. Это происходит тогда, когда должностные лица безнаказанно злоупотребляют своим положением ради политических или финансовых целей в сговоре с частными структурами.
(6) Российская неправительственная организация ИНДЕМ выявила, что взятки среди частных лиц и бизнеса в России достигают сотен миллиардов долларов в год, составляя все возрастающую долю валового внутреннего продукта страны.
(7) Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в возрасте 37 лет в тюрьме «Матросская тишина» в Москве. У него остались мать, жена и двое сыновей.
(8) 6 июня 2011 года Президентский совет по правам человека при президенте России Дмитрии Медведеве обнародовал результаты независимого расследования смерти Сергея Магнитского. Совет постановил, что арест и содержание под стражей Магнитского было незаконным; ему было отказано в правосудии, а также в необходимой медицинской помощи в заключении. В последний день своей жизни он был избит охранниками, и бригада скорой помощи, вызванная для оказания помощи, была задержана на час. После смерти никто из ответственных лиц не был привлечен к судебной ответственности.
(9) Систематические издевательства над Сергеем Магнитским, включая его арест и пытки в заключении, демонстрируют глубокое влияние коррупции на защиту прав человека. Политически мотивированное преследование Магнитского проявляется в отказе всех органов государственной безопасности восстановить справедливость на протяжении 12 месяцев его содержания под стражей.
(10) Общественная наблюдательная комиссия города Москвы, уполномоченная проводить независимый мониторинг условий заключения, отметила, что Магнитский не имел полной защиты своих прав и был подвергнут как психологическому, так и физическому давлению в условиях, которые можно назвать мучительными.
(11) Кейс Сергея Магнитского символизирует пренебрежение правами человека как со стороны государства, так и в контексте международных обязательств России. Его опыт иллюстрирует, насколько коррупция влияет на права отдельного гражданина и как это пренебрежение распространяется на более широкие проблемы соблюдения прав человека в стране.
(12) Судебное разбирательство по делам бывших управляющих «ЮКОСа», Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, вызывает серьёзные опасения относительно независимости судебной системы России. Обвинения основывались на недостаточном количестве фактов, а сам процесс сопровождался запугиванием свидетелей и нарушениями процессуальных норм.
(13) Ряд международных организаций, включая Совет Европы и Amnesty International, пришли к выводу, что обвинения против Ходорковского были политически мотивированными, что также подтвердили высокопоставленные чиновники российской власти.
(14) В соответствии с докладом Freedom House от 2011 года «Бесконечная битва: коррупция в бывшем Советском Союзе и на территории новых членов Евросоюза», дела Сергея Магнитского и Михаила Ходорковского привлекают внимание международного сообщества к пренебрежению российским государством к верховенству закона.
