Недавно завершился Фестиваль фотожурналистики Visa Pour L’Image, проходивший в небольшом французском городке Перпиньян. Один из российских фотографов, молодой фотожурналист Сергей Пономарев, уже получивший международное признание благодаря своим бесстрашным репортажам из горячих точек мира, посетил фестиваль и поделился своими впечатлениями и снимками:
«Когда-то для проведения Олимпийских игр останавливались войны. Сейчас, конечно, такого нет; война в Сирии, конфликты в Африке и других горячих точках земного шара не прекращаются ни на день. Но для участия в фестивале фотожурналистики Visa Pour L’Image многие военные фотожурналисты прерывают свои командировки и съезжаются в маленький французский город на побережье Средиземного моря, близ самой границы Испании. В этом году прошел 24-й съезд всех, кто связан с фотожурналистикой — фотографов, редакторов, медиа-менеджеров и просто сочувствующих.
По негласной договоренности, фестиваль был посвящен памяти погибшего в Сирии фотожурналиста Реми Ошлика, который выиграл один из первых призов на конкурсе World Press Photo ’12. Каждый сентябрь фестиваль становится одним из основных событий для маленького уездного города, который в остальное время года почти не видит никого, кроме французских пенсионеров. Однако за одну неделю город наполняется галдящими на разных языках фотографами, выставками и вечерними показами слайдшоу.
Для многих фотожурналистов Перпиньян — единственное место, где можно пообщаться с коллегами в мирной и расслабленной обстановке. Ведь многие фотографы знакомятся друг с другом в командировках, где не всегда есть условия даже просто спокойно поговорить; также и с фоторедакторами, агентами и другими людьми из индустрии, которые не ездят в командировки и с которыми приходится общаться в основном через интернет.
До этого года я не был в Перпиньяне девять лет, и, конечно, за это время изменилось многое: люди, техника, компании-игроки на рынке. И самое главное, что я бы хотел отметить — политика отбора тем и фотографий для показов и выставок. В прошлые годы я часто слышал от коллег: «Африка и война — это всё, что мы видели в Перпиньяне». При этом директор фестиваля Жан-Франсуа Лерой утверждал: «В мире медиа хороших новостей не существует. Как говорится, новость — это не когда собака покусала старушку, а когда старушка искусала собаку». Тем не менее, организаторы стараются поддерживать баланс между ужасами и надеждой.
Среди запоминающихся выставок и фотожурналистов в этом году можно отметить фотографа Reuters Дамира Саг Afterwards, который сделал фоторепортаж из Северной Кореи и даже получил приз World Press Photo за одну из работ этой серии; голландку Илви Ньокиктьен, внезапно ставшую звездой после истории о националистических детских лагерях в Южной Африке; и Стэнли Грина с его оригинальной и злободневной историей о том, что происходит с гаджетами, которые попадают в утиль, для чего ему пришлось проехать по нескольким странам Азии и Африки. Также была представлена экспозиция победителей главного конкурса фотожурналистики World Press Photo для тех, кто еще не видел её.