Sukhoi Superjet 100 (сокр. SSJ 100, сертификационное название семейства самолётов RRJ — Russian Regional Jet) — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» совместно с несколькими партнёрами. Семейство Sukhoi Superjet 100 включает два варианта: на 75 и 95 пассажиров (возможны изменения в зависимости от компоновки салона) с базовой дальностью (SSJ100/75B и SSJ100/95B) и увеличенной дальностью (SSJ100/75LR, SSJ100/95LR). Компоновка — узкофюзеляжный низкоплан, в котором в экономическом классе предусмотрено 5 кресел в ряду, а в бизнес-классе — 4 кресла.
Президент ГСС Владимир Присяжнюк сообщил о планах компании выпустить 28 самолётов в 2012 году и 42 самолёта в 2013 году, с целью выйти на уровень 60 бортов в год с 2014 года. Вариант Sukhoi Superjet 100/75 рассчитан на перевозку 75 пассажиров на расстояние 2900-4550 км, в то время как Sukhoi Superjet 100/95 может перевезти 95 пассажиров на расстояние 2950-4420 км. Он имеет удлинённый фюзеляж на 3,5 метра по сравнению с 75-местным вариантом и увеличенную максимальную взлётную массу до 45 тонн. Также рассматривается возможность производства версии на 115—120 мест.
Sukhoi Business Jet представляет собой бизнес-версию Sukhoi Superjet 100/95 с дальностью 7960 км. Прямыми конкурентами Superjet 100 являются самолёты Embraer серии E-Jet, Bombardier серии CRJ, ARJ21, Ан-148(Ан-158), Ту-334 и Mitsubishi Regional Jet.
Технические характеристики: Разработка самолёта осуществляется ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»), а сборка проходит в Комсомольске-на-Амуре с участием ОАО «КнААПО». Согласно официальным данным, стоимость разработки SSJ 100 по состоянию на 2008 год составила примерно 1,4 миллиарда долларов, в эту сумму не входит стоимость разработки двигателя.
Участники программы Superjet 100:
- Alenia Aeronautica (стратегический партнёр) — акционер компании, участвует в сертификации и продвижении на рынок, привлекает зарубежные кредиты.
- Boeing (консультант) — предоставляет консультации по менеджменту проекта, маркетинговому планированию и сертификации.
- PowerJet (совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma) — ответственно за разработку и производство двигателя SaM 146.
- Thales — поставляет авионику.
- Liebherr — системы управления и жизнеобеспечения.
- Messier-Dowty — шасси.
- Intertechnique (Zodiac) — топливная система.
- B/E Aerospace — кислородная система, интерьер, двери.
- АэроСтайл — интерьер кабины экипажа.
- Autronics (Curtiss Wright) — противопожарная система.
- Honeywell — вспомогательная силовая установка.
- IPECO — кресла экипажа.
- Parker Hannifin / Parker-Ermeto — гидравлическая система и бортовая система генерации инертного газа.
- Hamilton Sundstrand — система электроснабжения.
- Vibro-Meter — датчики вибрации двигателя.
- Goodrich — колёса и тормозная система.
- Sully — остекление фюзеляжа и кабины пилотов.
- SAMCO (Sacheon Aerospace Manufacturing) — двери.
- ОАО ПКО «Теплообменник», Нижний Новгород — система кондиционирования воздуха.
- ООО НПП «СКАТ», Йошкар-Ола — молниезащита.
- Ульяновское КБ приборостроения — концентратор данных.
- ВСМПО-АВИСМА — титановые детали.
- ОАО «Гидромаш», Нижний Новгород — звенья подкосов шасси.
- ВАСО — изделия из композитных материалов.
- АэроКомпозит — крыло.
- НАПО — элементы фюзеляжа.
- КнААПО — элементы фюзеляжа и механизация крыла.
- Каменск-Уральский металлургический завод — алюминиевые заготовки.
- Le Bosec — система нанесения водоотталкивающего покрытия.
- ECE — внешнее освещение.
- Dunlop — шины.
- Air Cruisers — аварийно-спасательное оборудование.
- Esterel Technologies — дисплей кабины.
- Avibank Mfg. Inc. — метизы.
- Teledyne Controls — система регистрации параметров полёта и бортовой самописец.
- ЦНТУ «Динамика» — пилотажный стенд.
Источники: Википедия, Официальный сайт.