Министр науки и образования России активно интересуется вашим творчеством. Как вы относитесь к его подходам к реформам в образовании, таким как ЕГЭ и отмена льгот для медалистов?
Это довольно сложный вопрос. Я, в отличие от многих, скорее сочувствую действиям Министерства образования. Необходимость реформ в этой области очевидна. Как бы там ни было, я отнюдь не в восторге от советской системы образования. На мой взгляд, она была просто ужасной!
Я еще застал время, когда в школах работали учителя «старого закала», но уже приходили и молодые педагоги, которые произносили слово «транвай» и в своей жизни читали лишь «Как закалялась сталь». Моя школа была настоящим заповедником зубрежки, где не учили ничему, кроме запоминания фактов. Чтение текстов нам прививали, но даже не мыслили о том, чтобы научить нас читать КНИГИ. Нас с трудом готовили к экзаменам, но ни разу не старались научить ДУМАТЬ.
Фактически, школа научила меня лишь писать и считать, а также сдавать бесконечные экзамены. Разумеется, «время было такое»: огромная безграмотная страна требовала, чтобы население научилось грамоте и арифметике. Это необходимо было, чтобы люди могли работать на станках и служить в армии. Школа делала, что могла, но не нужно ее расхваливать сегодня: такая школа нынче совершенно не нужна.
К сожалению, система образования в значительной степени осталась прежней. Учителя, произносящие «транвай», продолжают объяснять детям азы грамоты и арифметики. Мы по-прежнему готовим подростков прежде всего к участию в производственном процессе и службе в армии. Мы просто не умеем иначе. Мы не даем ребятам ОБРАЗОВАНИЕ, а обучаем их только азам, как будто на дворе утро ХХ века, и натаскиваем на сдачу экзаменов.
Не понимаю, зачем нужен этот пресловутый ЕГЭ. На мой взгляд, это всего лишь попытка преодолеть коррупцию, и не более того. Гораздо более эффективным решением было бы отменить конкурс в вузах. Хочешь поступить — поступай без ЕГЭ и без взяток. Если ты не годен, на первой же сессии тебя отчислят. Если не на первой, то на второй, если только вуз действительно заинтересован в подготовке хороших специалистов.
Коррупция, конечно, никуда не денется при такой системе, но ее станет значительно меньше, а главное — уменьшатся мучения у бедных абитуриентов.