Уважаемые участники форума, уважаемые друзья! Мне приятно выступить на этом форуме, и я нахожусь здесь впервые. Три года назад, еще будучи кандидатом в Президенты, Д.А. Медведев провозгласил концепцию «Четырех И»: Институты, Инфраструктура, Инновации и Инвестиции. Эти принципы актуальны и сегодня. Нам необходимо обсудить, как последовательно реализовать эти идеи, которые, безусловно, имеют значение, хотя до конца их воплощение еще не состоялось.
Также было отмечено, что свобода лучше, чем несвобода. Однако нам предстоит еще много сделать в этом направлении, особенно в контексте предстоящих парламентских выборов и грядущих президентских выборов. Важно, чтобы общество осознало, что эти выборы станут тестом для власти, демонстрируя результаты ее работы. Только честные и справедливые выборы, на которых представлены все ведущие политические силы, смогут обеспечить мандат доверия, необходимый для проведения экономических реформ. Если недоверие утвердится, наши цели будут поставлены под угрозу.
В этом году Правительство уже осуществляет экономическую политику без антикризисной программы. Мы перешли к плановой и постоянной работе. Завершились отчеты перед Думой, связанные с особыми полномочиями Правительства, которые были нам нужны на период кризиса. Мы должны продемонстрировать, что хотим отказаться от предшествующей кризисной модели, от которой многие, возможно, уже устали. Новую модель и политику нам еще предстоит сформировать.
Позвольте откровенно поделиться некоторыми вопросами «кухни» работы Правительства. В 2011 году темпы роста мировой экономики будут ниже, чем в прошлом. Прошел год «отскока» после падения в 2008-2009 годах. По данным МВФ, если в 2010 году общий рост составил 5%, то в этом году ожидается порядка 4,4%. Это связано с тем, что многие страны сокращают свои дефициты. Например, жесткая бюджетная консолидация в Великобритании в четвертом квартале прошлого года привела к спаду на 0,5%. Инвестиции продолжают оставаться на низком уровне, а риски в банковской сфере и рост кредитования замедляются.
Тем не менее, страны борются за инвестиции, и нам необходимо участвовать в этом процессе. Хотя мировой кризис и снизил глобальные дисбалансы, многие страны по инерции возвращаются к докризисным моделям, как, например, США, где восстановление потребительского спроса является основным источником роста. В Китае, напротив, наблюдается спад внутреннего спроса, на который мы так рассчитывали, и надежды на то, что Китай продолжит быть локомотивом мировой экономики, исчезают.
В среднем по развитым странам государственный долг превысил безопасные границы и достигает 100%. Это означает, что еще один сегмент рынка становится более рискованным. США и Япония пока не предложили миру последовательную программу консолидации бюджетов, что создает риски для стабильности мировой экономики. Процентные ставки ведущих центробанков остаются низкими, и на развивающихся рынках появляются спекулятивные деньги, разгоняющие цены на фондовом рынке и сырьевых товарах, что может привести к коррекции.
Россия, благодаря серьезным резервам, накопленным до кризиса, прошла его легче, чем многие другие страны. Несмотря на высокие риски, мы уже начинаем выходить из кризиса. Наша промышленность достигла 97-99% докризисного уровня, хотя некоторые отрасли, такие как машиностроение, все еще на 20% ниже. Металлургия отстает на 8%, строительство — на 5%. Вскоре, я надеюсь, мы достигнем докризисного уровня.
Один из важнейших вызовов, определяющих нашу дальнейшую модель, — это демография. Россия столкнется с данной проблемой острее, чем многие страны. По данным Минэкономразвития, численность занятых в экономике с 2011 года, составляя 67,9 млн человек, к 2020 году сократится до 64,6 млн. Это значит, что ежегодно у нас будет сокращаться число занятых на 300-400 тысяч человек. У нас не возникнет острого вопроса безработицы, но возникнет нехватка рабочей силы.
Практика различных регионов демонстрирует, что крупные предприятия, даже в развитых центрах, не могут найти квалифицированных рабочих и инженеров. К тому же в нашей стране важно использовать еще один элемент улучшения инвестиционного климата: перейти к быстрому переобучению, чтобы избежать структурной безработицы и миграции, а также обеспечить мобильность рабочей силы.
Демографические изменения повлияют и на пенсионную систему, на доходы бюджета, его долгосрочную сбалансированность. Прогнозы по России, тем не менее, остаются благоприятными. Мы ожидаем устойчивый рост в ближайшие годы на уровне около четырех и выше процентов, однако для России этого недостаточно, и нам нужны темпы роста 6-7%.
Необходимо работать над новыми факторами экономического роста, которых не было до кризиса. Существенное улучшение инвестиционного климата поможет обеспечить приток инвестиций извне и мобилизацию внутренних ресурсов. В 2010 году объем инвестиций составил 20,5% ВВП, что в номинальном выражении равно более 9 трлн рублей. Однако отрасли переработки и машиностроения получают инвестиций меньше, чем необходимо для модернизации.
Когда мы говорим о модернизации, ключевым показателем остается объем инвестиций и скорость обновления основных фондов, чтобы соответствовать основным тенденциям мировой экономики. Уровень инвестиций определяется уровнем сбережений и склонностью граждан к сбережению. У нас не самые плохие показатели: до кризиса сбережения достигали более 30%, что соответствует экономическому бума «азиатских тигров». Сейчас уровень сбережений составляет около 23%. Однако накопление, то есть превращение сбережений в инвестиции, существенно отстает. Около 20% составляют инвестиции, в то время как разница между сбережениями и накоплениями отрицательная, а отток капитала достигает 7-10%.
Тем не менее, важно отметить, что инвестиционный климат пока не удовлетворяет многих российских инвесторов, что приводит к выводу части средств в более стабильные регионы, пусть и с меньшей доходностью. Это подчеркивает необходимость дальнейшей работы над улучшением инвестиционного климата в России.