Окончательные результаты расследования крушения самолета президента Польши Леха Качиньского, произошедшего 12 января 2011 года, были озвучены на пресс-конференции Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В мероприятии приняли участие председатель МАК Татьяна Анодина и председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов.
Ведущий конференции отметил, что это событие можно считать беспрецедентным, так как представители технической комиссии обычно не выходят на связь с прессой в таком формате. В данный момент проходит подведение итогов технического анализа происшествия, что делает встречу особенно значимой.
Татьяна Анодина, открывая пресс-конференцию, подчеркнула важность открытости в расследовании катастрофы, которая стала национальной трагедией для Польши. В результате крушения погибли 96 человек, включая президента и его супругу. Она отметила, что необходимо помнить о жертвах и открыто представлять всю правду о трагедии, что является долгом перед погибшими и обязанностью по обеспечению безопасности будущих полетов.
Важнейшим правовым основанием для объективного расследования стало решение правительств России и Польши, а также соблюдение стандартов Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. МАК, как независимая международная организация, имеет богатый опыт расследований и руководствуется нормами международного права. За 20 лет работы МАК произвел 519 расследований авиационных происшествий, что подтверждает его высокую квалификацию в данной области.
В процессе расследования МАК получал поддержку и помощь от коллег из разных стран, включая Польшу, США и государства СНГ. Польская сторона была представлена большим количеством специалистов, которые активно участвовали в расследовании. Это позволило обеспечить полный доступ к малейшим деталям инцидента и наладить грамотное сотрудничество между сторонами.
Техническая комиссия провела всесторонний анализ событий, собрав более 60 томов документации. За время расследования польская сторона получила 370 различных документов, включая расшифровку переговоров экипажа с бортовых самописцев.
Работа по расшифровке черных ящиков была осуществлена с максимальной тщательностью, в том числе с участием польских специалистов, которые знали погибших членов экипажа. Идентичность записей проверялась и подтверждалась совместными протоколами.
В техническое расследование были вовлечены эксперты из России, Польши и США, обладающие значительным опытом в эксплуатации Ту-154. Комиссия установила, что рейс ПЛФ101 являлся международным разовым полетом, который выполнялся иностранным воздушным судном. Это подтверждается как экспертами, так и выводами технической комиссии.
Командиры иностранных воздушных судов обладают правом самостоятельно принимать решение о взлете и посадке на аэродроме назначения, что также отражает авиационное законодательство Польши. В целях выявления всех факторов, приведших к катастрофе, комиссия провела широкий спектр исследований и экспериментов, включая аэрофотосъемку и моделирование полета.
Таким образом, результатом работы технической комиссии является не только обширный аналитический отчет о катастрофе, но и установление фактических обстоятельств, которые позволят избежать подобных трагедий в будущем.