Автор — Семён Шарецкий, последний Председатель Верховного совета Беларуси, академик. С 1999 года он находится в эмиграции. «Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах», — писал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
В предыдущей статье «Ещё раз о статье В. Путина ‘Об историческом единстве русских и украинцев'» я уже приводил слова английского писателя Ричарда Стила: «Когда человек не имеет другого намерения, как сказать правду, ему достаточно нескольких слов». В то же время ложь, как отмечал Алексей Максимович Горький, «требует громких слов и украшений». Неужели Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, утверждая, что русские, украинцы и беларусы — «это один народ, единое целое», сам не осознаёт, что это ложь? Чтобы вызвать веру в свои слова, он организует различные форумы и повторяет одно и то же. Слушая его выступления, невольно задумываешься: неужели он хочет подтвердить мысль французского писателя Франсуа Рене де Шатобриана, согласно которой, если ложь повторить тысячу раз, она «становится правдой»?
Неудивительно, что Йозеф Геббельс, главный пропагандист Третьего Рейха, считал, что «пропаганда — это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают». Он превращал «политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами». Не напоминает ли это действия человека, который в 1995 году заявил о желании установить в Беларуси порядки, подобные тем, что существовали в Германии времён А. Гитлера?
Таким образом, уважаемые руководители Российской Федерации, неужели вам по душе всё это: и его заявление о желании сделать Беларусь подобной Германии времён Гитлера, и военные парады, и многочасовые шоу, сопровождаемые хамством, и убийства людей, которые не поддерживают гитлеровские порядки? Неужели вы не понимаете, что поддержка этого человека лишь создает врагов среди жителей Беларуси? Нельзя же из соседних народов, как украинский и белорусский, делать врагов!
Тем не менее, слава Богу, ни украинцы, ни беларусы не переносят свою ненависть на весь российский народ. Более того, будучи юристом по образованию, неужели Владимир Владимирович верит, что в те далёкие времена, при имеющихся тогда средствах общения, могли существовать государственные образования, подобные «Древней Руси», наследниками которой якобы являются «и русские, и украинцы, и беларусы»? Такое утверждение не что иное, как повторение старых мифов, придуманных царскими чиновниками для руссификации новых территорий.
Историк Микола Ермолович, с которым мне посчастливилось общаться, указывал на причины искажения истории Беларуси и стремление её чиновников навязать искаженную картину. Он подчеркивает, что «народ должен знать свою историю, но не для того, чтобы повторять её, а чтобы понимать своё будущее». История должна служить ресурсом для движения вперёд, а не балластом, от которого нужно избавляться.
Микола Ермолович также напоминает о том, что завоеватели всегда стремились отнять у покорённых народов память о их прошлом. Они стремились уничтожить язык и искажать историю, чтобы подавить нацию. Язык и история являются важными аспектами самобытности, и именно поэтому они подвергались нападкам. Как говорил историк, «язык нельзя уничтожить, но его можно опошлить, чтобы сам народ стыдился его использовать».
Интересно, что известный палеонтолог и писатель Иван Ефремов также поднимал этот вопрос, описывая, как завоеватели разрушали культурные основы народа, чтобы подавить его дух. Сломав опору души народа, они ослабляли его стремление к свободе.
Таким образом, заглядывая вглубь истории Беларуси, мы видим, что её открытая территория и наличие рек способствовали поселенцам. Например, стоянки Бердыжская и Юровичская свидетельствуют о древних корнях белорусского народа. Исторические факты показывают, что народ, забывающий своё прошлое, становится беспомощным и теряет свою идентичность.