Сергей Ляпунов: Очередной михалковский «киношедевр»

Успели ли вы ознакомиться с новым «киношедевром» Михалкова? Если нет, но вы хотите понять, о чем речь, предлагаю продолжить чтение. Начнем с контекста, который связан с фильмом «Движение вверх», но не упоминается в нем. 1972 год, 50-летие Советского Союза — стране остро требуются победы. Полвека коммунистического эксперимента нуждались в каком-то оправдании, и, несмотря на тяжелые времена, общество ожидало триумфов.

Ситуация была нелегкой: экономические реформы буксовали, до резкого повышения цен на нефть оставался год, а успехи в космической гонке оказались на стороне США. Лето принесло бедствия — страшные лесные пожары и засуху унесли более ста жизней. И в условиях такой безрадостной реальности, когда выборы на носу, а показать народу нечего, ставка была сделана на спорт. Тот год стал гимном советскому спорту, хотя хоккейная суперсерия-72 завершилась неудачей, а баскетбольная победа была весьма скандальной.

С тех пор гордиться нам, пожалуй, нечем, и гимн тем спортивным победам звучит до сих пор. В этом контексте Михалковы продолжают творить. Из поколения в поколение передается традиция создавать гимны за государственный счет. От отца, создавшего «нас вырастил Сталин — на верность народу», до сына, который самозванно объявил себя «бесогоном». Экранизация этих побед — «Легенды № 17» и «Движение вверх» — была осуществлена в рамках госзаказа, без которого студия Михалкова не существовала бы.

Основная радость Михалкова, похоже, заключается в возможности перевирать факты и вводить в заблуждение, покрывая это дремучим дилетантизмом. Как человек, отдавший много лет спорту, мне противно и стыдно за подобное. Однако я всё же смотрел, чтобы наглядно увидеть, как хоккеист Брежнев внезапно стал спартаковским фанатом, а тренер Тарасов подвергался неуместной критике. В фильме хоккеист Харламов, которого ставят в ворота, остаётся жив под градом пушечных щелчков, хотя это явно не соответствует реальности. Как можно показать, что в 1972 году хоккей судили три арбитра, когда их было всего двое? И таким образом, фильм становится не просто художественным, а откровенно исторически неверным.

С момента выхода «Легенды № 17» прошло почти пять лет, но никаких выводов не сделано. В «Движении вверх» советский баскетболист Паулаускас изображен ненавидящим СССР, хотя на самом деле он был преданным капитаном сборной, получившим ордена «Знак почета». Этот человек, который до сих пор помогает российским ребятам, не заслуживал такого искажения.

Тренер Гаранжин в фильме также существенно отличается от реального Владимира Кондрашина. Разница в образах настолько велика, что фамилию тренера изменили во избежание юридических последствий. Фильм изобилует нелепицами — от попыток советской делегации отказаться от финала до событий, которые в действительности не имели места. Показаны моменты, когда игроки из обеих команд будто бы совершают данки, хотя в том финале их не было, так как это считалось неуважением к сопернику.

Также есть сцены с женской сборной, которая якобы играла на Олимпиаде в Мюнхене, хотя женский баскетбол включили в программу только через четыре года. С учетом государственных субсидий и возможности создать трогательную историю, фильм создается с одной целью — получить бюджетные деньги. Но куда важнее, что такие ленты унижают память ушедших кумиров, пренебрегая чувствами их близких.

Хотелось бы обратить внимание на семью Кондрашина. В фильме его сына изображают мальчиком в инвалидной коляске, которому срочно нужна операция, что не соответствует действительности. У Кондрашина действительно есть сын, страдающий церебральным параличом, но в 1972 году ему уже было 18 лет. Это наглая выдумка.

Вдова Александра Белова, центрового сборной, говорит о фильме: «Много вспоминаем о том, что было, но не потому, что фильм так добрый, а потому что через нас просто переступили». В фильме Белов изображен с тяжелой болезнью перед олимпиадой, хотя серьезные проблемы появились у него позже, после того как его исключили из сборной. В итоге, его жизнь закончилась трагически, и его жертвы могли бы быть показаны более правдиво.

Таким образом, фильм рисует ура-патриотическую картинку, где Белов якобы жертвует своим здоровьем, что является верхом цинизма. В действительности, жизнь наших пионеров спорта была полна страданий и трагедий, и подобные истории следует рассказывать с уважением. Но, увы, это должны делать не те, кто с легкостью искажают действительность ради финансирования.

Михалков мог бы снять фильм о своем родственнике, дяде-эсэсовце, чтобы наглядно показать, как жить с историей, которую не следует забывать. Патриотизм — это некая ответственность перед памятью тех, кто стал частью нашей великой спортивной истории.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы