Уважаемый Владимир Ростиславович!
На своем Х Соборном съезде, состоявшемся 4 апреля 2006 года, Всемирный Русский Народный Собор принял ключевой документ — «ДЕКЛАРАЦИЮ О ПРАВАХ И ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА». В этом документе заявляется, что «вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры и жизненных обстоятельств», и что голос совести может быть заглушен грехом.
Насколько актуальна эта декларация в свете недавних событий, связанных с провокативной версией оперы «Тангейзер», поставленной в Новосибирском оперном театре! Сюжет и постановка оскорбили религиозные чувства верующих, так как в опере был введен персонаж Иисус Христос, которого изображали в непристойных обстоятельствах. Более того, присутствовал постер с изображением распятого Христа, что еще более усугубило ситуацию.
Многие сторонники этой версии оперы, ссылаясь на права человека, упрощают проблему, полагая, что достаточно убрать лишь постер. На самом деле, восприятие образа Иисуса Христа в таком контексте — это серьезная угроза для нравственного сознания общества. Необходимо полностью исключить образ Спасителя из постановки или же убрать её из репертуара театра, поскольку это напрямую нарушает действующее законодательство РФ.
Как министр, вы должны обеспечить соблюдение законов в учреждениях культуры. Обсуждения в Министерстве культуры не устранили непонимание, чем именно было оскорблено религиозное чувство верующих. По мнению правоведов, к объектам противоправных посягательств относятся образы, которые почитаются верующими, включая самого Иисуса Христа.
Учитывая это, возникает вопрос: кем является Иисус Христос для православных верующих? Кроме того, по заявлениям духовных лидеров мусульман, Христос также почитаем и в исламе. Защитники новосибирской версии оперы апеллируют к «правам человека», однако так ли это?
Ссылаясь на мнения представителей Церкви, которые якобы не смотрели «оперу», следует напомнить, что многие из них являются специалистами в области культурологии. Некоторые даже были на премьере в 2014 году и высказали свои справедливые критические замечания.
В свете текущей ситуации и после обсуждений в Министерстве культуры, адресую вам следующие вопросы:
- На основании какого предложения был внесен образ Иисуса Христа в новосибирскую версию «Тангейзера»?
- Кто утвердил это художественное решение?
- Какова ваша личная позиция по поводу данной ситуации?
- Эта позиция министра — но что это значит для театра, который находится под вашим контролем?
- Насколько новосибирская версия оперы соответствует Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента?
- Если «опера» противоречит культурной политике, почему она все еще в репертуаре?
- Почему её допустили к постановке на федеральной сцене за счет налогоплательщиков?
- Как соотносятся с Федеральным законом от 29 июня 2013 года участие несовершеннолетних в этой опере?
- Как вы оцениваете возмещение ущерба, если опера будет снята из репертуара?
- Кто должен принести публичные извинения за оскорбление религиозных чувств?
В условиях нарастающего недовольства верующих, необходимо внимательное рассмотрение с точки зрения закона. Особенно серьезно выглядит ситуация оскорбления религиозных чувств, способствующего дестабилизации общества. Предлагаю считать это обращение официальным запросом в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную службу безопасности и Счетную палату.
С уважением,
Красов Александр Витальевич,
Православный верующий, Офицер запаса ФСБ РФ