Евгений Ямбург: Дети на войне исторической памяти

Сумбур в оценках прошлого ведет к утрате смыслов у школьников

На днях в сети разгорелся очередной идеологический скандал: в одной из школ Брянска старшеклассник, осмелившийся высказать оппозиционные взгляды, столкнулся с гневной реакцией как со стороны педагогов, так и администрации, которая незамедлительно обратилась за помощью в силовые структуры. С мальчиком провели разъяснительную беседу, дав понять, что следует осторожнее подходить к месту и форме высказываний. Мне стыдно за своих коллег.

Этот инцидент можно было бы отнести к профессиональной некомпетентности педагогов, увидев в нем отголоски советского прошлого. Однако за этим стоит более глубокая проблема. В год столетия революции, когда она воспринимается как важное историческое событие для одних и как национальная катастрофа для других, подобные случаи неизбежны. Каждое поколение формирует свое отношение к прошлому, отвергая навязываемые взгляды предшествующих и последующих поколений.

Ключевые исторические события формируют сознание человека, особенно в возрасте от 12 до 25 лет. Этот период становится основополагающим для всей последующей жизни. Формируется поколенческая идентичность, которую очень трудно изменить. Французский историк Марк Блок отмечал, что поколения бывают длинные и короткие. Длительность не определяется количеством прожитых лет, а тем, насколько сильно изменяется мир и образ жизни.

За последние десятилетия мы стали свидетелями стремительной смены исторических вех. Школа теперь должна взаимодействовать с длинным поколением, представляющим советское наследие, а также с чередой коротких поколений: перестроечным, 90-х и нулевых. Каждое из них пропитано своим опытом и ожиданиями, что создает серьезные вызовы для образовательного процесса.

Психолог и культуролог Александр Эткинда отмечает, что вместо объединения в опыте страдания и освобождения различные группы формируют свои версии прошлого. Эти версии влияют на их идентичность, определяя друзей и врагов. В условиях такой динамики конфликты памяти становятся неизбежными. Их ведут как национальные государства, так и историки и писатели, что приводит к новым интерпретациям известных артефактов.

Этот историко-поколенческий сумбур отражается и на молодежи. Часто в одной семье представители разных поколений высказывают диаметрально противоположные взгляды, что создает путаницу у детей. И сами педагоги, принадлежащие к разным поколениям и живущие в условиях постоянной смены идеологических установок, также не свободны от этого влияния.

В результате молодежь стремится уйти от навязываемых взрослыми проблем. Это желание реализуется в двух формах. Первую можно охарактеризовать как стремление примкнуть к мнению большинства, что позволяет избежать сомнений и личной ответственности. Школа, будучи ангажированной государством и требуя знаний, чаще всего культивирует именно эту позицию через учебники и стандарты.

Вторая форма ухода – это историческая индифферентность или пофигизм. Молодые люди часто рассуждают: «Не грузите нас своими проблемами, в которых вы сами не разбираетесь» — так они настроены на то, чтобы «жить на яркой стороне» и добиваться успеха.

Эта установка, «не грузите меня вашим прошлым», не нова. Уже в 1844 году славянофил Алексей Хомяков, обращаясь к молодежи, писал: «Не говорите: “То былое, То старина, то грех отцов, А наше племя молодое Не знает старых тех грехов»…

В нашей истории есть немало славных страниц, способных пробудить у молодежи гордость за свое Отечество. Патриотизм, однако, включает в себя и неотъемлемую сторону, о которой мы, к сожалению, забыли. Польский общественный деятель Адам Михник подчеркивал, что «патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа».

Обе формы ухода от сложных вопросов истории приводят к одинаковому результату: недоразвитию личности, проявляющемуся в цинизме, трусости и карьеризме. О истинной гражданской позиции, требующей мужества, здесь не может быть и речи. Приспособленцы легко меняют свои убеждения, подстраиваясь под обстоятельства.

Вывод очевиден: не стоит бояться обсуждать со старшеклассниками самые сложные вопросы истории. Это не для того, чтобы накачивать их мертвой ученостью, а для формирования истинного исторического мышления, которое не уводит от жизни, а вводит в ее глубины. Это поможет молодым людям увидеть разницу между идеалом и реальностью, развить критическое восприятие и защититься от манипуляций, которых сейчас предостаточно.

Такой подход формирует у молодежи ответственное отношение к жизни, несовместимое с фатализмом, независимо от принимаемой идеологии или религии. Поколения, вступающие во взрослую жизнь, имеют все основания гордиться своей историей, но замалчивание негативного опыта наносит вред. Уроки истории должны стать местом для обсуждений, особенно в год столетия революции.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы