В течение двух дней в Государственном Кремлевском дворце прошло уникальное хореографическое представление Kremlin Gala «Звезды балета XXI века». Это событие, привлеченное участием известных артистов, было обречено на успех, и, скорее всего, ожидания публики оправдались. Смешно, не правда ли: житель Торонто делится своими впечатлениями о столице России? Возможно, это кажется комичным, если бы не было грустным.
Для начала стоит привести цитату с сайта московских организаторов концерта www.zvezdibaleta.ru: «Международный гала-балет „Звезды XXI века“ основан в 1993 году в Торонто и сегодня является самым престижным балетным гала в мире. Эксклюзивное мероприятие с участием признанных мастеров искусства танца пользуется невероятным успехом у ценителей балета. Пресса сравнивает его с гала-концертами „трех теноров“. …С 2000 года гала-балет „Звезды XXI века“ ежегодно проводится в лучших залах мира — Sony Center и Ford Center в Торонто, New-York State Theater (Lincoln Center) в Нью-Йорке, парижском Театре Елисейских полей. Ежегодная трансляция гала-балета происходит в католическое Рождество по телеканалам всей Европы. Мировая пресса, освещая проект, не скупится на эпитеты. «Благодаря организаторам гала-балета „Звезды XXI века“ сцена Нью-Йоркского Государственного театра засверкала новыми впечатляющими талантами», — замечает New York Times. «Гала-балет „Звезды XXI века“ в театре Центра искусств в Торонто затмил все события сезона, заставив зрителей аплодировать стоя», — вторит Toronto Star. «Театр Елисейских полей был переполнен восторженной публикой, которая восхищалась потрясающим представлением», — резюмирует Le Figaro.
Однако, здесь присутствует одно несоответствие: в 1993 году гала-балет еще не был создан. В Торонто прошел концерт звезд балета в честь знаменитой солистки Кировского театра, а позже блестящего педагога Вагановского училища Аллы Осипенко. Организаторами этого события стали ее ученица Надя Веселова-Тенцер и ее муж Соломон Тенцер, которым принадлежит одна из лучших балетных школ в Канаде. За двадцать три года своего существования они выпустили множество талантливых танцовщиков и педагогов, вошедших в труппы ведущих театров мира.
Незадолго до концерта ушел из жизни Рудольф Нуриев — бывший партнер Аллы Осипенко, который пригласил ее преподавать в балетную труппу Парижской оперы. Артисты, принимавшие участие в балетном представлении, обратились к Наде и Соломону с просьбой организовать еще одно событие в память о великом танцовщике. Более подробно о рождении «Звезд ХХI века» можно прочитать в других источниках, где также рассказывается о родоначальниках проекта.
Не место и не время описывать все препятствия, которые пришлось преодолеть нашим землякам для реализации этого мероприятия, но оно состоялось, и остановиться уже было невозможно. В 1995 году супруги Тенцер зарегистрировали бренд «Звезды балета ХХI века». Его английский аналог: «Stars of the 21st Century». Надя стала артистическим директором проекта, а Соломон — продюсером. Имя стало известным, а участие в гала-балете автоматически поднимало артистов до уровня мировых звезд.
В прошлом году исполнилась давняя мечта Нади и Соломона: «Звезды балета ХХI века» впервые выступили в Москве, в Государственном Кремлевском дворце. Успех был грандиозным, и зрители надеялись на повторение встречи. И она действительно состоялась, но без «родителей» проекта. Московские организаторы концерта сделали то, что многим зарубежным коллегам даже в голову не приходило: фактически присвоили бренд «Звезды балета ХХI века» как свою собственность. Они охотно рассказывают его историю, цитируют восторженные отзывы мировой прессы, но даже малейшее упоминание о Наде Веселовой-Тенцер и Соломоне Тенцере полностью отсутствует.
Кого сегодня удивят российские рейдерские захваты? Остались ли еще граждане, не знающие, что на самом деле означает спор хозяйствующих субъектов? И, кого волнует вышедшее из употребления слово «стыд»? Какая разница, что думают о российской действительности за границей? Лишь бы нефть с газом покупали, да кредитами, когда припрет, ссуживали, не так ли?
К этим риторическим вопросам стоит добавить несколько конкретных и адресовать их нынешнему генеральному продюсеру Владиславу Москалеву, бывшему партнеру Соломона Тенцера с российской стороны. Если пристыковка к русскому названию «Звезды балета XXI века» английской добавки «Kremlin Gala» означает имя нового проекта, имеете ли вы право использовать историю, к нему не относящуюся? Если проект прежний, то зачем так коверкать его название — разве вам недостаточно того, что уже сделали?
P.S. Kremlin Gala «Звезды балета XXI века» осуществлен при поддержке Управления делами президента Российской Федерации.
