В эти дни в Госдуме рассматривается проект закона, который впервые выделяет отдельную строку в бюджете для финансирования НКО, занимающихся «воспитанием патриотизма». Лично я считаю, что миллионы рублей лучше было бы направить на детские приюты, а средства, выделяемые на «патриотическое воспитание», можно потратить на создание небольшой подборки цитат из русских классиков и распространить её по всем школам. Воспитанные на классической литературе дети поймут, что современный патриотизм часто служит лишь прикрытием для рабства, лицемерия и оправданий отсталости и воровства.
Как отмечал князь Петр Вяземский: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас его можно было бы назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».
Александр Пушкин, в своих «Письмах из Парижа», также делится о патриотах: «Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».
Николай Гоголь наглядно описывает реакцию так называемых патриотов: «Еще падет обвинение на автора со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят себе по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, но как только случится что-нибудь, по их мнению, оскорбительное для отечества, появляется какая-нибудь книга с горькой правдой, они выбегут со всех углов, как пауки, увидевшие, что муха запуталась в паутине, и поднимут вдруг крики: «Да хорошо ли выводить это на свет, провозглашать об этом?»
Виссарион Белинский подчеркивал, что «любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и способствовать этому. В противном случае патриотизм будет лишь китаизмом, который ненавидит всё чужое только за то, что оно чужое».
Михаил Салтыков-Щедрин описывает, как большинство понимает патриотизм: «Большинство понимало под словом «патриотизм» что-то врожденное, почти обязательное. Начальство, соглашаясь с этим определением, прибавляло, что наилучшее выражение патриотизма заключается в беспрекословном исполнении начальственных предписаний». Такие суждения лишь укрепляют стойкость нашей совести.
Лев Толстой критически относится к патриотизму: «Он является орудием для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречением от человеческого достоинства и рабским подчинением». Это касается и тех, кто проповедует патриотизм.
Антон Чехов, в свою очередь, поднимает важный вопрос о реальной любви к родине: «Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно мы понимаем патриотизм! Мы любим нашу родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение, вместо труда — лень и свинство». Чехов призывает к справедливости, отмечая, что главное — это труд.